ИСПЫТАНИЕ
тракторов и с.-х. машин,
определение технич. и эксплуатац. показателей машин,
характеризующих качество выполнения заданного агротехнич. (зоотехнич.) требованиями рабочего процесса,
технич. уровень и их конструктивное исполнение.
Предварительные И. — испытания опытных образцов (партий) с.-х.
машин с целью определения их осн. параметров и характеристик и возможности предъявления на приёмочные [приемочные] И.
При предварит. И. определяются меры по доработке конструкции и окончательно уточняются показатели технич.
характеристики. Приёмочные [Приемочные] И. — испытания опытных образцов (партий) машин,
проводимые с целью определения соответствия агротехнич. (зоотехнич.) требованиям,
технич. заданию и решения вопроса о целесообразности постановки их на произ-во.
Приёмочные [Приемочные] И. являются гос. и межведомственными,
т. к. проводятся головными орг-циями по гос. И. (ГОГИ) под руководством комиссий из представителей заинтересов.
мин-в (ведомств). В качестве ГОГИ по согласованию с Госстандартом СССР при И.
тракторов и с.-х. машин выступают гос. зональные машиноиспытат.
станции (МИС) Госагропрома СССР,
расположенные во всех осн. почвенно-климатич. зонах страны. Одна из гл.
задач таких И. — отбор машин,
наиб. полно отвечающих зональным требованиям с.-х. произ-ва. Периодические (контрольные) И.
серийных машин проводятся на гос. зональных МИС с целью определения соответствия технич.
условиям и стандартам,
контроля стабильности качества и возможности продолжения выпуска.
При этом определяют эксплуатац. надёжность [надежность] машин в условиях производств.
использования,
стабильность выполнения рабочего процесса и регулировок. В зависимости от результатов И.
принимают решение о сохранении машины в произ-ве (при необходимости даются рекомендации о требуемых улучшениях) или о прекращении её [ее] произ-ва (при неудовлетворит.
выполнении ею рабочего процесса и низкой эксплуатац. надёжности [надежности]).
Все виды И. машин начинаются с технич. экспертизы,
в процессе к-рой определяют показатели технич. характеристики,
а также дают предварит. оценку машины с точки зрения её [ее] безопасности для обслуживающего персонала.
Тракторы и с.-х. машины испытывают в лабораторно-полевых и хоз.
условиях.
Лабораторно-полевые И. тракторов включают лабораторные И. двигателей,
тяговые И. тракторов,
лабораторно-полевые И. навесной системы и др. узлов. При лабораторных И.
двигателей проверяют соответствие их конструктивных,
динамич. и экономич. показателей утверждённым [утвержденным] технич. требованиям,
а также стабильность этих показателей при длит. эксплуатации.
По окончании И. двигателя и построения регуляторной характеристики определяют зависимость между его эффективной мощностью,
частотой вращения,
крутящим моментом,
часовым,
удельным расходом топлива. При тяговых И. трактора,
проводимых на всех рабочих передачах,
путём [путем] динамометрирования на двух с.-х. фонах (на стерне из-под озимых культур и на Паровом поле,
прокультивированном за 7 — 10 сут до И.) определяют тяговые и экономич.
показатели. Трактор загружают при помощи динамометрич. тележки.
По результатам И. строят тяговую характеристику трактора. При лабораторно-полевых И.
с.-х. машин на типичных агротехнич. фонах определяют показатели качества работы машин,
характеризующие соответствие их требованиям технич. задания. Энергетич.
оценку с.-х. машин проводят с помощью спец. оборудованного трактора соответств.
класса и информационно-вычислит. комлекса,
смонтированного на автомобиле высокой проходимости,
связь между к-рыми осуществляется по кабелю или радиоканалам.
В процессе работы машины фиксируются крутящие моменты и частоты вращения на движителе и вале отбора мощности трактора (при необходимости и на валах привода рабочих органов машины),
расход топлива и др. По результатам обработки полученных данных определяется энергетич.
(мощностной)
баланс тракторного агрегата,
коэф. загрузки двигателя трактора и др. Делается вывод о соответствии машины мощностным и тяговым показателям трактора.
В хозяйственных условиях эксплуатационно-технол. оценка испытываемой машины проводится в сравнении с серийной машиной аналогичного назначения.
Эксплуатац. показатели машины определяют по данным сплошного хронометража в течение всего срока её [ее] работы или при проведении контрольных смен.
При этом устанавливают наиб. важные показатели: производительность за 1 ч основного и эксплуатац.
времени работы,
а также коэф. рабочих ходов,
технол. обслуживания,
эксплуатац. надёжности [надежности] и общий коэф. использования рабочего времени.
Получение достоверных данных о надёжности [надежности] и долговечности машин,
испытываемых в обычных условиях с.-х. произ-ва,
связано с продолжит. календарными сроками их работы. С целью макс.
сокращения этих сроков на МИС применяют методы ускоренных И. Ускорение достигается путём [путем] перемещения машин из одного климатич.
пояса в другой (с Ю. на С. или на В.),
организации круглосуточной работы,
проведения испытаний во внеполевой период на полигонах и стендах.
При стендовых или полигонных И. используют устройства,
воспроизводящие по заданной программе режимы и нагрузки,
близкие к рабочим. В необходимых случаях программа может предусматривать форсиров.
режимы (увеличение частоты приложения макс. нагрузок на узлы и детали).
Для выявления воздействия на механизмы низких и высоких темп-р,
запылённости [запыленности] воздуха,
оценки условий труда водителей в экстрем. условиях,
при приёмочных [приемочных] И. используют климатич. камеры (арктич.,
тропич.,
пылевые). Осн. показатели экономич. эффективности новой с.-х.
техники — её [ее] производительность и себестоимость работ. Полученные при И.
показатели сравнивают с показателями машины-аналога,
а также лучшего зарубежного образца и требованиями отечеств. и междунар.
системы машин. Результаты И. оформляются протоколом (отчётом [отчетом]) установл.
формы,
содержащим необходимые сведения о машине,
применяемых методах,
средствах и условиях И.,
заключение и рекомендации гос. комиссии или машиноиспытат. станции.
|