АВТОМОБИЛЬ
(от греч. autos — сам и лат. mobilis — подвижной,
легко движущийся),
средство безрельсового транспорта с собственным двигателем,
предназначенное для перевозки пассажиров,
грузов или специального оборудования.
По назначению А. делят на транспортные,
специальные и гоночные. Транспортные А. (наиб. распространены) делятся на легковые,
грузовые и автобусы. Грузовые А. оборудованы кузовом для груза; нек-рые модели приспособлены для буксировки прицепных систем и наз.
А.-тягачами. А. или А.-тягач вместе с прицепной системой (прицеп,
полуприцеп,
прицеп-роспуск) образуют автомобильный поезд. При благоприятных дорожных условиях вместо одиночных грузовых А.
целесообразно применять автопоезда. В зависимости от устройства кузова выделяют грузовые А.
общего назначения и специализир. (самосвалы,
автоцистерны,
автофургоны,
рефрижераторы и др.).
По проходимости А. делят на дорожные,
внедорожные (карьерные) и А. повышенной и высокой проходимости,
рассчитанные на работу в тяжёлых [тяжелых] дорожных условиях и по бездорожью.
Осн. вид таких А. — колёсные [колесные] полноприводные,
т. е. имеющие привод ко всем колёсам [колесам]. Проходимость А. оценивают колёсной [колесной] формулой,
в к-рой первая цифра означает общее число колёс [колес] А.,
вторая — число ведущих колёс [колес]. Напр.,
4 X 2 — двухосный А. с одной ведущей осью (ГАЗ-53); 6x6 — трёхосный [трехосный] А.
с тремя ведущими осями (ЗИЛ-131); 6 X 4 — трёхосный [трехосный] А. с двумя ведущими осями (КамАЗ-5320).
Проходимость А. может быть оценена также по давлению воздуха в шинах.
Осн. величина,
характеризующая грузовой А.,
— его номинальная полезная нагрузка (условно наз. грузоподъёмностью [грузоподъемностью]),
т. е. предельно допустимая масса перевозимого груза при движении по дорогам с твёрдым [твердым] покрытием.
В тяжёлых [тяжелых] дорожных условиях и при движении по полю в сел. местности используют А.
меньшей грузоподъёмности [грузоподъемности].
По грузоподъёмности [грузоподъемности] грузовые А. делят на классы: особо малой грузоподъёмности [грузоподъемности] — до 1000 кг; малой грузоподъёмности [грузоподъемности] — 1000 — 2000 кг; ср.
грузоподъёмности [грузоподъемности] — 2000 — 5000 кг; большой грузоподъёмности [грузоподъемности] — св.
5000 кг; особо большой грузоподъёмности [грузоподъемности] (вне-Дорожные А.). Повышение грузоподъёмности [грузоподъемности] А.
достигается увеличением числа осей А. и применением автопоездов.
В СССР в осн. используют грузовые А. и автопоезда грузоподъёмностью [грузоподъемностью] (в кг): 500,
1000,
1500,
3000,
5000,
8000,
10 000,
12000,
14000,
16000,
25000,
40000,
60 000 и 100 000.
Осн. части (узлы) А. — двигатель,
ходовая часть,
кузов (у грузовых А.),
кабина,
органы управления,
трансмиссия,
электрооборудование. Принципиальная схема А. показана на рисунке.
В зависимости от вида топлива,
на к-ром работает двигатель А.,
различают паровые А. (распространения не имеют),
бензиновые А. (большинство легковых А. и грузовых А. малой и ср.
грузоподъёмности [грузоподъемности]),
дизельные А. В р-нах с природным или сжиженным газом находят применение газобаллонные А.
Эксплуатац. качества А. оцениваются комплексом показателей,
к-рые определяются назначением А.
|
| Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля: 1 - управляемое колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — муфта сцепления; 4 — коробка передач.5 — карданная передача; 6 - главная передача; 7 -дифференциал; 8 - задняя подвеска; 9 – ведущее колесо; 10 - рама; 11 - рулевой механизм; 12 - двигатель. |
При создании грузовых А. для с. х-ва учитывают специфич. требования по грузоподъёмности [грузоподъемности],
грузовместимости,
проходимости,
уровню миним. устойчивой скорости движения при совместной работе с уборочными машинами,
герметичности и конструкции кузова. Для с. х-ва предпочтительны А.
и автопоезда самосвальные,
с изменяемым объёмом [объемом] и конструкцией кузова для разл. продукции,
повышенной и высокой проходимостью,
с наиб. экономичным дизельным двигателем. С учётом [учетом] многоотраслевого характера с.
х-ва грузовые А. для с.-х. предприятий создаются семействами и выпускаются в возможно большем числе модификаций,
к к-рым можно отнести следующие: бортовой А.-тягач обычной и повышенной проходимости; А.-самосвал обычной и повышенной проходимости,
приспособленный для работы с самосвальным прицепом; седельный А.-тягач обычной и повышенной проходимости с набором полуприцепов для перевозки зерна и комбикормов,
цистерн для жидких удобрений,
технич. воды,
нефтепродуктов,
молока и др.,
а также полуприцепов-рефрижераторов и полуприцепов для транспортировки ж-ных;
А.
с изотермич.
кузовами для перевозки скоропортящихся продуктов в замороженном или охлаждённом [охлажденном] состоянии.С.-х.
|