РЕМОНТ ТЕХНИКИ
в сельском хозяйстве,
совокупность органи-зац. и технич. мероприятий,
осуществляемых с целью восстановления исправности или работоспособности технич.
средств. В зависимости от конструктивных особенностей,
характера повреждений и степени износа отд. составных частей машин различают 2 вида Р.
т.: текущий и капитальный. Тракторы и сложные с.-х. машины подвергаются текущему и капитальному Р.
т.,
простые с.-х. машины — только текущему. При текущем Р. т. заменяют или восстанавливают сменные детали машины,
при капитальном — проводят полную разборку устройства с заменой всех изношенных частей.
Время (наработка) между капитальными ремонтами или до первого капитального ремонта (для сложных с.-х.
машин) и между текущими ремонтами или до первого текущего ремонта (для простых с.-х.
машин) наз. периодичностью Р. т. (межремонтный период). Каждая машина имеет свой межремонтный срок,
зависящий от условий работы и обслуживания. Необходимость текущего или капитального ремонта машины определяется её [ее] технич.
состоянием,
что достигается техническим диагностированием
. Осн. работы при любом виде Р.
т.: разборка,
дефектация (составление дефектной ведомости),
ремонт или замена деталей узлов,
сборка и испытания. Текущий Р. т. производят предупредительно при техническом обслуживании
,
если выявлены неисправности,
и при внезапных отказах,
возникающих в работе машины. Методы и средства технич. диагностирования позволяют повысить безотказность машины после текущего Р.
т. Капитальный Р. т. — наиб. радикальное средство восстановления ресурса и безотказности машины.
По действующим стандартам и технич. требованиям ресурс и безотказность капитально отремонтированных тракторов и комбайнов должен быть не ниже 80% уровня новых машин.
В связи с этим специализир. ремонтные предприятия Госагропрома СССР оснащаются оборудованием: для очистки машин и деталей; пневматич.,
оптич. и индукционными приборами,
для контроля геометрич. размеров деталей; неразрушающими средствами проверки деталей на твёрдость [твердость] и наличие трещин; станками для динамич.
балансировки деталей; стендами для испытаний узлов,
агрегатов и машин в сборе и др. Методы ремонтных работ: обезличенный,
при к-ром принадлежность отремонтированных составных частей к определ.
экземпляру машины не сохраняется; необезличенный,
при к-ром она сохраняется (чаще применяется для узлов и агрегатов с деталями большой долговечности,
прошедших приработку в предремонтный период,
напр.,
коробки перемены передач); поточный (отд. ремонтные операции выполняются на специализир.
рабочих местах с определ. технол. последовательностью и ритмом в противоположность однопостовому,
или тупиковому,
методу Р. т.,
при к-ром все операции выполняются на одном рабочем месте); метод замены агрегатов,
или агрегатный Р. т. (неисправные агрегаты или составные части машины заменяются аналогичными,
но отремонтированными заранее,
или новыми). Этот метод позволяет сократить продолжительность Р.
т.,
что особенно важно в период напряжённых [напряженных] полевых работ. Для выполнения агрегатного Р.
т. организация,
производящая его,
должна иметь обменный фонд агрегатов. Существует также метод Р.
т. (аналогичный необезличенному методу) без замены агрегатов,
при к-ром неисправный агрегат после снятия с машины ремонтируется и вновь устанавливается на неё [нее].
Ремонтные работы выполняются по спец. технологии,
разрабатываемой (на основе технол. и нормативно-технич. документов) раздельно для текущего и капитального Р.
т. Текущий Р. т. осуществляется в колхозе (совхозе) или районными ремонтно-технич.
предприятиями; капитальный Р. т. — ремонтными предприятиями,
оснащёнными [оснащенными] специализир. оборудованием и оснасткой (см. Ремонтно-обслуживающая база
).
Расходы по текущему и капитальному Р. т. включаются в себестоимость продукции с.-х.
предприятия.
|