СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
,
показатель,
отражающий (в денежном выражении) совокупные затраты предприятия или объединения на произ-во и реализацию продукции; часть стоимости продукции,
включающая затраты на потреблённые [потребленные] средства произ-ва и на оплату труда.
С. п. — важнейший обобщающий показатель эффективности хозрасчётной [хозрасчетной] деятельности предприятия.
Отношением чистого дохода (прибыли) к С. п. определяют рентабельность произ-ва.
В практике планирования исчисляют себестоимость всей продукции (по экономич.
элементам затрат) и единицы продукции (по калькуляц. статьям расходов).
С. п. может быть общественной (отраслевой),
отражающей затраты на произ-во определ. вида продукции в масштабе отрасли,
и индивидуальной — в рамках конкретного предприятия. Различают С.
п. плановую и отчётную [отчетную] (фактическую). В с.-х. предприятиях (объединениях) на основе калькуляции определяют С.
п. раст-ва и жив-ва,
а также исчисляют общий уровень затрат по отд. видам работ. К типовой номенклатуре статей затрат относят: осн.
и доп. заработную плату с отчислениями на социальное страхование (в совхозах),
оплату труда с отчислениями в централизов. союзный фонд социального обеспечения (в колхозах); амортизацию; текущий ремонт; общепроизводств.
и общехоз. расходы. В С. п. раст-ва также включают затраты на семена и посадочный материал,
горючее и смазочные материалы; жив-ва — стоимость кормов,
водо- а электроснабжения.
Осн. факторы снижения С. п. с. х-ва — опережающий рост производительности труда по сравнению с его оплатой и усиление режима экономии.
Благодаря это-
му увеличиваются внутрихоз. источники накоплений,
ускоряются темпы расширенного воспроиз-ва,
совершенствуются производит. силы.
|