СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АВИАЦИЯ
в СССР,
используется для выполнения разл. работ (внесение удобрений и пестицидов,
аэрофотосъёмка [аэрофотосъемка] при землеустройстве,
дистанционный метод контроля влажности почвы,
учёт [учет] заовраженных земель и др.) по договорам между предприятиями Мин-ва гражд.
авиации СССР и с.-х. орг-циями. С. а. выполняет ок. 45% общего объёма [объема] работ по внесению удобрений,
30% — по защите р-ний от вредителей и болезней,
осн. работы по дефолиации
и десикации
хлопчатника,
подсолнечника и др. культур,
по хим. обработке садов и виноградников,
уничтожению сорняков в посевах полевых культур и на паровых полях.
С помощью С. а. проводят также посев озимых зерновых при избыточном увлажнении почвы (напр.,
в х-вах Прибалтики и Белоруссии),
риса — в Краснодарском кр. и Казахстане. Широкое применение находит С.
а. в биол. защите р-ний.
С. а. имеет ряд преимуществ перед наземной техникой: более высокие производительность и маневренность; возможность обработок по влажной почве без уплотнения и разрушения её [ее] структуры,
а также без повреждений р-ний; более
низкие нормы расхода химикатов (особенно при малообъёмном [малообъемном] и ультрамало-объёмном [ультрамало-объемном] опрыскивании).
Недостатки авиац. способа обработки р-ний — зависимость от метеорол.
условий,
трудность локального применения пестицидов и удобрений,
повышенная стоимость работ. Наилучший результат достигается при оптом,
сочетании применения С. а. и наземной с.-х. техники.
В С. а. используют самолёт [самолет] Ан-2,
вертолёты [вертолеты] Ми-2 и Ка-26,
оснащённые [оснащенные] опыливающей и опрыскивающей аппаратурой. Аэродинамич.
особенности вертолётов [вертолетов] позволяют проводить работу при полёте [полете] на малой скорости и за счёт [счет] вихревого нисходящего потока наносить пестициды на ниж.
сторону листьев и в ниж. ярус кроны деревьев и виноградных кустов.
Ширина захвата при авиаобработке зерновых культур инсектицидами (в зависимости от нормы расхода рабочей жидкости) — 40 — 60 м,
при ультрамало-объёмном [ультрамало-объемном] опрыскивании — 60 м,
при обработке гербицидами с самолёта [самолета] Ан-2 — 22 — 40 м,
с вертолётов [вертолетов] Ка-26 и Ми-2 — 20 — 30 м. Ширина захвата при рассеве удобрений с самолёта [самолета] Ан-2,
оборудованного РТШ-1,
— 36 — 40 м,
с вертолётов [вертолетов] Ка-26 — 35 — 38,
Ми-2 — 24 — 28 м. Высота полёта [полета] самолётов [самолетов] и вертолётов [вертолетов] над полем при опрыскивании с.-х.
культур пестицидами — 5 м,
при внесении удобрений с самолёта [самолета] — 10 — 50 м,
с вертолётов [вертолетов] — 10 — 30 м (в зависимости от вида удобрений). Скорость полёта [полета] (км/ч): самолётов [самолетов] 145 — 160,
вертолётов [вертолетов] при обработке садов и виноградников 30 — 40,
полевых культур — 60 — 80. Опрыскивание проводят при скорости ветра до 4 м/с.
Норма расхода рабочей жидкости (л/га) при обычном опрыскивании 100 — 300,
малообъёмном [малообъемном] 25 — 50 и ультрамалообъёмном [ультрамалообъемном] 3 — 10. На посевах пшеницы и риса гербициды применяют совместно с р-рами азотных удобрений,
что позволяет одновременно проводить подкормку и хим. прополку.
За рубежом С. а. широко применяется в США,
Австралии,
Новой Зеландии,
в европ. странах.
|