БУКСОВАНИЕ
, взаимодействие колеса или гусеницы трактора с опорной поверхностью,
сопровождающееся снижением скорости поступат. перемещения,
изменением тягово-сцепных качеств,
обусловленных различными характеристиками опорной поверхности и тягового сопротивления.
Значения Б. (d ) меняются в 0 ≤ d ≤ 1.
Действит. скорость Vд поступат. перемещения оси колеса (ведущей звёздочки [звездочки]):
Vд = r w (1 – d ),
где r — радиус колеса; w — угловая скорость.
При d = 0 Vд = r w = VT,
где Vт — теоретич. скорость поступат. перемещения; при d =1 Vд = 0,
т. е. происходит вращение колёс [колес] (движение гусениц),
не сопровождающееся поступат. перемещением трактора. При Б. разрушается структура почвы и нарушаются связи между её [ее] частицами,
что приводит к увеличению глубины погружения колеса (гусеницы) и к дополнит.
затратам энергии на образование колеи. Чем меньше прочность грунта,
тем интенсивнее происходит этот процесс.
Эластичное колесо или гусеница для повышения сцепления с грунтом оснащается грунтозацепами; при этом взаимодействие движителя с грунтом можно рассматривать как проявление действия трёх [трех] сил: трения между опорной поверхностью и грунтом,
сдвига при упоре грунтозацепов и среза грунтового “кирпича” боковыми гранями грунтозацепов.
На поверхностях с твёрдым [твердым] покрытием проявляются преим. силы трения.
На деформируемой поверхности грунтозацепы движителя сдвигают и срезают грунт в направлении,
обратном движению. Упор грунтозацепов,
сдвиг и срез грунтовых “кирпичей” возможен только при полном использовании сил трения,
т. е. когда есть Б. движителя. Теоретически реализация ведущего момента должна сопровождаться Б.,
в результате чего движитель как бы перемещается назад на нек-рое расстояние.
В этом заключаются физич. сущность Б. движителей и осн. причина снижения поступат.
скорости машины. Касательная сила тяги движителя возрастает с ростом Б.
до определ. значения,
после чего происходит её [ее] снижение. Макс. касат. сила тяги эластичного колеса (шины) достигается при значении Б.,
равном 0,15—0,20 (15—20%) на твёрдой [твердой] опорной поверхности,
0,22—0,24 (22—24%) на деформируемой и св. 0,3 (30%) для фона “поле под посев” Б.
св. 0,3 существенно ухудшает показатели работы агрегата и приводит к недопустимому разрушению структуры почвы.
Контроль Б. движителей и поддержание значения Б. в оптим. пределах необходимы для снижения вредного воздействия машинно-тракторных агрегатов на почву и повышения эффективности их работы.
Измерение действительной скорости поступат. движения с помощью радарных средств основано на использовании эффекта Допплера,
что находит применение в с.-х. произ-ве.
• Ксеневич И. П.,
Тарасик В. П.,
Системы автоматического управления ступенчатыми трансмиссиями тракторов,
М.,
1979; Вонг Дж.,
Теория наземных транспортных средств,
М.,
1982.
|