ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
,
тепловой двигатель,
в к-ром хим. энергия топлива,
сгорающего в рабочем цилиндре,
преобразуется в механическую. По роду топлива Д. в. с. делятся на жидкостные и газовые; по рабочему циклу - на 2- и 4-тактные; по способу приготовления горючей смеси из топлива и воздуха - на двигатели с внеш.
(карбюраторные,
газосмесит.) и внутр. (дизели) смесеобразованием. В карбюраторных Д.
в. с. горючая смесь образуется в карбюраторе и поджигается в цилиндре электрич.
искрой; в дизелях - топливо самовоспламеняется при впрыскивании его топливным насосом в сжатый воздух,
нагретый до высокой темп-ры внутри цилиндра. Наиб. экономичны 4-тактные дизели,
поэтому их применяют на тракторах,
комбайнах и большегрузных автомобилях. Уд. расход топлива у лучших моделей дизелей при номинальной мощности ок.
200 г/кВт-ч (160 г/л. с.-ч),
что обеспечивает кпд 30-44%,
у карбюраторных - 25-30%.
В СССР на с.-х. тракторах и самоходных машинах используют 2-,
4-,
6-,
8-или 12-цилиндровые дизели (мощн. от 18 до 220 кВт) с рядным или V-образным расположением цилиндров.
Совершенствование Д. в. с. идёт [идет] по пути повышения их уд. мощности,
надёжности [надежности],
долговечности,
безотказности,
снижения уд. расхода топлива и масла на угар. Эффективный приём [прием] повышения технич.
уровня дизелей - применение наддува,
т. е. увеличение кол-ва воздуха,
подаваемого в цилиндр при впуске (коэф. наполнения достигает 0,96),
что позволяет увеличить кол-во впрыскиваемого топлива и при тех же массе и габаритах повысить мощность дизеля на 20-25%.
Наиб. распространён [распространен] газотурбинный наддув с использованием энергии отработанных газов.
Как средство дальнейшего повышения уд. мощности (форсировки) Д.
в. с. используется также промежуточное охлаждение поддувочного воздуха (мощность увеличивается на 15-20%).
Для облегчения пуска дизеля в холодное время используют жидкостные предпусковые подогреватели (нагрев деталей двигателя),
а также систему нагрева воздуха,
подаваемого в цилиндр.
Тракторные дизели. Справочник,
М.,1981; Двигатели внутреннего сгорания: теория поршневых и комбинированных двигателей,
под ред. А. С. Орлина,
М. Г. Круглова,
4 изд.,
М.,
1983.
|