| Двигатель электрический асинхронный (в разрезе): 1 — вал ротора; 2 — подшипник; 3 — крышка подшипника наружная; 4 — щит подшипника; 5 — пакет ротора; 6 — сердечник статора; 7 — станина; 8 — кожух вентилятора; 9 — вентилятор; 10 — коробка выводов. |
Д. э. могут быть переменного (асинхронные,
синхронные,
коллекторные) и постоянного тока. В с.-х. произ-ве наиб. распространены трёхфазные [трехфазные] асинхронные Д.
э.,
состоящие из неподвижной части — статора и вращающейся — ротора.
В станине статора,
являющейся корпусом машины,
размещён [размещен] сердечник из листовой электротехнич. стали с трёхфазной [трехфазной] обмоткой.
Ротор,
помещённый [помещенный] внутри статора и опирающийся на подшипниковые щиты,
представляет собой цилиндр,
набранный из листов электротехнич. стали,
с пазами для обмотки (короткозамкнутой или фазной). В СССР асинхронные Д.
э. выпускают унифицир. сериями. Различают Д. э. открытые (вращающиеся и токоведущие части защищены от случайного прикосновения и попадания посторонних предметов); защищённые [защищенные] (в т.
ч. капле- и брызгозащищённые [брызгозащищенные]); закрытые (пыле- и влагозащищённые [влагозащищенные]); герметичные и взрывобезопасные.
При произ-ве Д. э. для с. х-ва учитывают специфику работы в отрасли (большой перепад темп-р,
агрессивная среда,
запылённость [запыленность] и т. д.). Осн. достоинства асинхронных Д. э. — простота их конструкции,
надёжность [надежность] и удобство в эксплуатации; недостатки — сравнит. высокое потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения.
Синхронные трёхфазные [трехфазные] Д. э. в с. х-ве применяют в осн. на насосных станциях систем орошения.
Коллекторные Д. э. имеют плавную регулировку частоты вращения в широких пределах.
Д. э. постоянного тока позволяют регулировать частоту вращения; будучи Д.
э. последоват. возбуждения (обмотки возбуждения и якоря соединены последовательно),
они широко используются в автотракторной технике (как стартёрные [стартерные]) и на электрокарах (как тяговые). |