КАРОТАЖ АКУСТИЧЕСКИЙ (АК)
— метод геофиз. исследований скважин,
основанный на разных скоростях распространения упругих волн в г.
п. При АК применяются скважинные приборы с излучателями и приемниками упругих колебаний (обычно магнитострикционного или пьезоэлектрического типа).
Расстояние между излучателями и приемниками не превышает 2З м,
а частота возбуждаемых в среде колебании составляет десятки кгц.
Распространен метод импульсного АК,
при котором излучатели посылают импульсы упругих колебаний с частотой следования 1050 гц.
Регистрация данных АК осуществляется в наземной аппаратуре. Скважинный прибор связан с наземной аппаратурой каротажным кабелем,
по которому происходит электропитание и передача акустических сигналов на поверхность для регистрации.
В СССР используется аппаратура импульсного АК типа ЛАК (лаборатория АК) и типа СПАК (скважинный прибор АК).
Аппаратура типа ЛАК представляет собой самоходную лабораторию с регистрирующим устройством,
позволяющим выполнять на диаграммах в масштабах глубины и времени непрерывную фазокорреляционную фотозапись волновых картин принимаемых акустических сигналов методом переменной плотности.
Аппаратура ЛАК предназначена для проведения опытно-методических работ.
По диаграммам аппаратуры ЛАК могут быть вычислены значения интервального времени (или скорости) распространения продольных и поперечных волн,
построены отрезки вертикальных годографов для прокаротированного интервала глубин,
оценены частота и амплитуда зарегистрированных колебаний. Аппаратурой типа СПАК комплектуются стандартные каротажные станции.
В аппаратуре СПАК в виде непрерывных кривых в функции глубины скважины регистрируются значения интервального времени распространения продольных упругих волн и относительные значения их амплитуд; она предназначена для решения производственных задач при изучении разреза нефтяных и газовых скважин: литологическом расчленении разреза,
выделении коллекторов нефти и газа,
оценке пористости и трещиноватости г. п. Н. Б. Дортман.
|