ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
, смеси углеводородов, используемые в качестве топлив для дизелей и газотурбинных установок. Получают при атмосферной или вакуумной перегонке нефти с послед. гидроочисткой и депарафинизацией. В нек-рые сорта Д. т. добавляют до 20% гидроочищенного газойля, получаемого каталитич. крекингом.
Топливом для быстроходных дизельных двигателей служат легкие керосино-газойлевые маловязкие фракции нефти, для тихоходных - тяжелые вязкие фракции (см. табл.).
Присутствие H2S, водорастворимых к-т и щелочей, Н2О, а в случае Д. т. для быстроходных двигателей и мех. примесей не допускается.
Главные эксплуатац. св-ва Д. т. - быстрое воспламенение и плавное сгорание. Эти св-ва характеризуются т. наз. цетановым числом
(Ц. ч.). Наиб. легко воспламеняются парафиновые углеводороды нормального строения и олефины (Ц. ч. соотв. 56-103 и 40-90), наиб. трудно - ароматич. углеводороды (5-30). Оптимальную работу двигателей обеспечивает топливо с Ц. ч. 45-60. При Ц. ч. менее 45 резко увеличиваются период задержки воспламенения (время между началом вспрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания двигателя, усиливается износ узлов трения. При Ц. ч. более 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастают дымность выпускных газов и нагарообразование в камере сгорания, повышается расход топлива. С увеличением мол. массы углеводородов в гомологич. ряду Ц. ч. возрастает.
Маркировка Д. т. включает содержание (в массовых долях) S и для летнего сорта т-ру вспышки (Л-0,2 - 40), а для зимнего сорта т-ру застывания (З-0,2 минус 35). Д. т. для
тихоходных двигателей маркируют как ДМ и ДТ. Прокачиваемость Д. т. определяется их низкотемпературными св-вами (т-ры помутнения и застывания), ухудшающимися при повышении содержания н-алканов. Пожароопасность Д. т. характеризуется т-рой вспышки, зависящей от содержания легких фракций.
Эксплуатац. св-ва Д. т. значительно улучшаются введением присадок. Последние добавляют в кол-вах (в % по массе): инициирующие, к-рые повышают Ц. ч. на 8-12 (напр., изопропилнитрат), 0,25-2,0; противодымные (напр., ацетонитрил, метиланилин, сульфонат Ва) 0,25-0,5; антиокислители (напр., 2,6-ди-трет
-бутил-4-метилфенол, N-фенил-N-изопропилфенилендиамин) 0,002-0,1; деактиваторы металлов (напр., N, N-десалицилиденэтилендиамин) 0,003-0,005; предотвращающие образование нерастворимых продуктов окисления (напр., нафтенаты или сульфонаты Ва и Са) 0,025-0,1; антикоррозионные (напр., масляный р-р окисленного петролатума и сульфоната Са) 0,008-0,005; депрессорные, к-рые понижают т-ру застывания (напр., полиметакрилаты, сополимеры этилена с винилацетатом мол. м. 2-6 тыс.), 0,01-2,0 и т. д. (см. также Присадки к топливам
).
В связи с тенденцией увеличения доли дизелей на автомобильном транспорте роль Д. т. значительно возрастает.
Лит.: Саблина З. А., Гуреев А. А., Присадки к моторным топливам, 2 изд., М., 1977; Гуреев А. А., Камфер Г. М., Испаряемость топлив для поршневых двигателей, М., 1982; Теоретические основы химмотологии, под ред. А. А. Браткова, М., 1985; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986. В. Г. Спиркин.
|