ГАЗОТУРБИННЫЕ МАСЛА
, нефтяные и синтетич. масла, предназначенные
для смазывания узлов трения газотурбинных двигателей. Вследствие многократной
циркуляции (100-120 ч1) при 150-280°С в замкнутой системе сравнительно
небольшого объема (10-80 л) Г. м. должны иметь повыш. термоокислит. стабильность
(см. табл.), что достигается введением антиокислит. присадок (0,5-1,0%).
Для предохранения подшипников качения и шестеренчатых передач от износа
и предотвращения заедания в условиях высоких нагрузок (2000-3000 МПа) к
Г. м. добавляют про-тивоизносные присадки (1,5-5,0%), для предупреждения
коррозии цветных металлов-антикоррозионные (0,005-0,01%). Легкость запуска
двигателей при низких т-рах обеспечивается применением Г. м. с вязкостью
2000-12000 мм2/с при — 40 °С. За рубежом для смазки двигателей
используют, как правило, масла примерно того же состава, что и в СССР,
только с неск. иным набором присадок. Исключение-зарубежные Г. м. на основе
полифениловых эфиров, применяемые в т. наз. теплонапряженных двигателях;
перед их запуском масла разбавляют с целью снижения вязкости легколетучими
р-рителями (напр., трихлорэтиленом).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗОТУРБИННЫХ МАСЕЛ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СССР
Лит.: Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник,
под ред. В. М. Школьникова, 2 изд., М., 1978; Виппер А. Б., Виленкин А.
В., Гайснер Д. А., Зарубежные масла и присадки, М., 1981. А. В. Виленкин.
|