МОТOРНЫЕ ТОПЛИВА
, смеси
жидких углеводородов с неуглеводородными примесями, компонентами разл. происхождения
и присадками (см. Присадки к топливом), используемые в качестве топлив
для двигателей. М. т. получают гл. обр. путем переработки нефти, прир. и попутных
газов. В зависимости от типа двигателей М. т. подразделяют на неск. групп:
В двигателях с принудит.
воспламенением испарение топлива и образование топливно-воздушной смеси происходит
при относительно невысоких т-рах, поэтому в таких двигателях применяют легкоиспаряющиеся
бензиновые фракции углеводородов, выкипающие в пределах 40-200 °С. Бензины
приготовляют смешением разл. компонентов: бензинов ка-талитич. крекинга и риформинга,
алкилата
, изомеризата
и др. В качестве присадок используют антидетонаторы
(тетра-этил- и тетраметилсвинец в виде этиловых жидкостей, см. Антидетонаторы моторных топлив
); антиокислители (фе-нил-n-аминофенол, 2,6-ди-трет
-бутил-4-метилфенол,
смеси фенолов из древесной или кам.-уг. смолы); деактивато-ры металлов (N,N-бис-салицилиденэтилендиамин);
соед. с моющими и антиобледенит. св-вами (спирты, эфиры).
В быстроходных двигателях
с воспламенением от сжатия применяют фракции углеводородов, выкипающие в пределах
180-360 °С; в утяжеленных топливах конец кипения 380-400 °С. Дизельные
топлива получают прямой перегонкой нефтей с послед. гидроочисткой (содержание
S 0,2-0,5% по массе). В качестве компонента используют легкий газойль
каталитич.
крекинга. Для улучшения эксплуатац. св-в товарных топлив в них могут добавлять
присадки, повышающие цетановое число
(изопропил- или циклогексилнитрат),
антиокислители, ПАВ с защитными св-вами, биоцидные, антидымные (соед. Ва и др.),
снижающие т-ру застывания (депрессоры-сополимеры этилена с винилацетатом и т.д.).
Тихоходные дизели менее требовательны к качеству топлива и в них применяют тяжелые
дистиллятные, а иногда и смеси с остаточными нефтяными фракциями.
Для воздушно-реактивных
двигателей наиб. пригодны по эксплуатац. св-вам керосиновые фракции с пределами
выкипания 140-280 °С. Такие топлива получают обычно прямой перегонкой нефти
с применением гидроочистки и добавлением присадок, в т.ч. антиокислителей (2,6-ди-трет-
бу-тил-4-метилфенол),
противоизносных (смеси нафтеновых к-т), антисептических, биоцидных и антиводокристаллизую-щих
(метил- и этилцеллозольвы, гидрофуриловый спирт и др.). Для газовых турбин и
котельных установок используют тяжелые дистиллятные фракции прямой перегонки
нефти и вторичных процессов ее переработки, а также тяжелые нефтяные остатки.
В последние годы все шире
применяют М.т., вырабатываемые из ненефтяного сырья (см. Альтернативные топлива
).
Сжатые (основа СН4, давление 15-20 МПа) и сжиженные (основа С3Н8
и С4Н10, давление 1,6 МПа) газы используют гл. обр. в
двигателях с принудит. воспламенением. Перспективны жидкие топлива, получаемые
при переработке углей, сланцев, битуминозных песков
и др. В качестве
самостоятельных М.т. или их компонентов находят применение такие кислородсодержащие
продукты, как спирты (метанол, этанол) и эфиры (метил-трет
-бутиловый
и ме-тил-трет
-амиловыи, октановое число 115-120), к-рые можно добавлять
в автомобильные бензины в кол-ве 7-11% по массе. Из спиртов наиб. перспективен
метанол, т.к. его произ-во обеспечено широкими сырьевыми ресурсами. См. также Авиакеросин
, Дизельные топлива
. Газотурбинные топлива
, Котельные топлива
,
Реактивные топлива
.
Лит.: Гуреев А.
А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 93-191;
Справочник нефтепе.реработчика, Л., 1986, с. 430-36. А. А. Гуреев.
|