АЛХИМИЯ
[позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия;
возможно, от греч. chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma
- жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша [Спегша])-одно из наименований Др.
Египта, от др. -егип. хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной
земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой)
- явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. лет разл.
эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). А. существовала
еще в составе древних восточных культур - в Ассиро-Вавилонском царстве,
доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии - во времена
становления там буддизма. Но наиб. распространение она получила в средневековой
Европе. В данной статье речь пойдет об А. преим. в этом регионе.
А. связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро)
из металлов несовершенных, т.е. с идеей трансмутации (превращения) металлов
с помощью гипотетич. в-ва - "философского камня". Сами алхимики называли
свою деятельность scientia immutabilis - "наукой неизменной".
Первый этап А. (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии
(2-4 вв.). Это было время становления А. в составе позднеэллинистич. герметич.
философии (по имени Гермеса Трисмегиста-Трижды Величайшего, легендарного
основателя А.) под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских
и неоплатонич. умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских
философских систем. Александрийская А. занимает срединное положение между
ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея
и серебра-аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует
с в-вом и одновременно размышляет над его природой.
Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца,
стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых и лек. настоев) в осн. совпадают:
аппараты, приборы, посуда, в-ва. Совпадает и характер деятельности: открытие,
наблюдение и описание в-в и их взаимодействий, препаративные процедуры
и технологич. операции. Но у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная,
направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира,
представленной в А. в специ-фич. образах-понятиях ("философский камень",
целительные панацеи, алкагест - универсальный р-ритель, гомункул - искусственный
человек). Он осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося
природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию.
Алхимик теоретически осмысливает хим. ремесло и как бы приспосабливает
к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование.
Он формулирует направления своей деятельности так: в материальном мире
— трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире
- личное совершенствование; созерцание бога и приобщение к нему через его
слово - в мире неземном. А., следовательно, одновременно представляла два
рода деятельности - "аурификцию" (золотоподобные имитации) и "аурифакцию"
(определенную мировоззренч. доктрину).
В 7-11 вв. А. ни в практич., ни в теоретич. отношениях не обогатила
средневековое природознание.
На втором этапе (12-14 вв.) А. вступает во взаимоотношения с культурой
европейского средневековья, пребывая между практич. химией и "естественной
философией", основанной на христианизир. учении Аристотеля о материальном
мире. (Мир в-в, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий
- земли, воды, воздуха, огня, обладающих соответствующими свойствами-качествами-сухостью,
влажностью, холодом, теплом.) В результате А. рационализируется, приобретая
черты лишь внеш. образом алхимизированной практич. химии, с одной стороны,
и деятельности, направленной на познание в-ва, - с другой.
Названные выше образы-понятия А. существуют не сами по себе, а в конкретных
познавательно-практич. проблемах, связанных с преобразованием в-ва. Мысль
о всеобщей пре-вращаемости в-ва, из к-рой следует возможность трансмутации
металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности
всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных
качеств. принципах, алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто
иное - вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью
соответствующих лаб. приемов. Аристотелева вода, напр., у алхимиков - знак
холодного и влажного, но и та вода, к-рую можно пить, и aqua fortis (азотная
к-та), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают
веществ. характер, выстраиваясь в триаду алхим. начал-принципов и вместе
с тем в-в: ртуть, сера и соль. Принцип и в-во вместе: "Возьми, сын мой,
три унции серы и пять унций злости...". Это примета особого, радикально
отличного от нынешнего, мышления.
Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости св-во-св-во
(блеск золота, напр., зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению
принципиально иной зависимости состав - св-во. При этом антиатомистич.
представления имеют тенденцию через понятия "квинтэссенция" (скрытая сущность
тела) и "биологическая" индивидуация (тело - живой организм) стать физ.-хим.
атомистикой новой науки. Если, однако, понимать атомизм как неуничтожимость
и неизменяемость единицы в-ва, тогда идея трансмутации оказывается бессмысленной.
В этом случае следовало бы отказаться от алхим. веществ-принципов (ртуть,
соль, сера) как кирпичей мироздания и признать реальные металлы, напр.,
простыми хим. элементами в современном смысле. Т. обр., атомизм-в нек-ром
роде логич. будущее А.
Учение об алхим. началах-принципах противостоит двум осн. направлениям
средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту оксфордской
школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы
Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые
номинализм (имя-идея вещи - лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи
так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки
нового времени, оперирующей с реальными в-вами, но осмысляемыми с помощью
соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный А.
научной химии - науке нового времени.
Учение об алхим. субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина,
различны их преходящие, акцидентальные, формы) обусловливает "врачующий"
характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл
- освобождающих его от порчи. Эта практич. установка находится в соответствии
со след. двумя устремлениями алхим. мысли. Первое: разрушение видимых форм
в-ва, физ. и физ.-хим. воздействия на в-во (дробление, измельчение, растирание,
обжиг, растворение в-ва в минеральных к-тах и др.). Так алхимик выявляет
сокровенную сущность - квинтэссенцию, форму форм, лишенную к.-л. св-в кроме
идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской А.). На этом
пути - физикализация А. Второе: одухотворенная предметность (зооморфные,
антропоморфные, анимистич. представления о в-ве, "исцеление" в-ва с помощью
"медикамента" - "философского камня"). На этом пути - биологизация А.,
ведущая с формированию идеи хим. индивидуальности. Во взаимодействии этих
устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся
меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией.
Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих:
1) ритуально-магич. опыт, в к-ром препаративные процедуры сопровождаются
соответствующими заклинательными ф-лами, выражаемыми особым символич. языком
(мир в-в - мир символич. их заменителей, причем последний истиннее первого,
ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, "дело это
делает рука", с другой - "деяние это творит десница"); 2) система определенных
лаб. приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат;
3) синтетич. искусство, с помощью к-рого изготавливают конкретную вещь.
Так в рамках А. воспроизводится особый тип познавательно-практич. деятельности,
непосредственно предшествовавший химии нового времени.
Но реальный путь от А. к химии оказался трудным. Потребовалось длительное
взаимод. трех направлений средневекового природознания (схоластич. теоретизирования,
ремесленного опыта и А.), прежде чем experientia как опытность, знание
и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту.
Именно в силу обретения А. собственного теоретич. взгляда на свой предмет
главные практич. вклады А. приходятся на 8-12 вв. в арабском мире и на
12-14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная к-ты, винный спирт,
эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории-стаканы,
колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы,
воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры,
печи. Разработаны операции с различными в-вами - дистилляция, возгонка,
растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса.
Расширен ассортимент в-в, используемых в лаб. практике: нашатырь, сулема,
селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны
классификации в-в. Впервые описано взаимодействие к-ты и щелочи. Открыты
сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил
факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона
"Зеркало алхимии" можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрич.
соотношений и принципу постоянства состава. Ему же принадлежит систематизированное
описание св-в семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного св-ва
А. должна разделить с хим. ремеслом.
Во многом сходна с европейской А. арабского мира 8-12 вв. (Бл. Восток
и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения
М. Бертло о проникновении А. в Европу через арабов.
Практич. химия шла путем эмпи-рич. поиска, лишь оттеняя особую природу
А.
Третий этап А. (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового
мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для
ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший
злато-сереброискательскую А. на лекарственную-иатрохимию (греч. iatros-врач).
А. в эпоху Просвещения (18 в.) воспринималась современниками как фарс.
Т. обр., в ходе историч. взаимодействия с умозрительным природознанием
и хим. ремеслом А. трансформируется в научную химию. Под влиянием А. взаимоизменились
хим. ремесло и умозрительное природознание, став соответственно хим. технологией
и опытно-индуктивной наукой 17 в.
Лит.: Рабинович В.Л., Алхимия как феномен средневековой культуры,
М., 1979; его же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних
до элементов Бойля, М., 1981; Jung С. G., Psychology and alchemy, L., 1953;
Read J., Through alchemy to chemistry, N.Y., 1963; Thorndike L., A history
of magic and experimental science, v. 1-8, N.Y., 1923-41. В.Л.Рабинович.