АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОПЛИВА
(от лат. alter-другой, один из двух),
получают в осн. из сырья ненефтяного происхождения, применяют для сокращения
потребления нефти с использованием (после реконструкции) энергопотребляющих
устройств, работающих на нефтяном топливе. Осн. виды А.т.: сжиженные и
компримированные горючие газы; спирты, продукты их переработки и смеси
с бензином; топливные смеси; искусств. жидкое топливо; водород (см. Водородная энергетика
).
Сжиженные и компримированные горючие газы - углеводородные газы С3
и С4 (пропан-бутановые фракции, получаемые переработкой нефтяных
попутных и прир. газов), а также метан, используемый в чистом виде и в
составе прир. газа или продукта газификации твердых топлив. Осн. достоинства
- высокая теплота сгорания, экология, безвредность продуктов сгорания;
недостаток-необходимость применения спец. оборудования для сжижения, сжатия,
хранения (при низких т-рах), распределения и транспортирования. Используются
как пром. топливо и наряду со сжиженным и сжатым прир. газом как топливо
для коммунально-бытовых целей.
Спирты, продукты их переработки и спиртобензиновые смеси. наиб. перспективны
низшие алифатич. спирты-этанол и особенно метанол, к-рые благодаря высоким
октановым числам и небольшому загрязнению атмосферы выхлопными газами могут
использоваться как автомобильное топливо непосредственно или в смесях с
бензином. Достоинство этанола-доступность сырьевых ресурсов (см. Этиловый спирт
), метанола - горит при более низкой т-ре, чем бензин; недостатки
метанола - низкая теплота сгорания (примерно вдвое меньше, чем у бензина),
высокая токсичность. Интерес к метанолу быстро возрастает по след. причинам:
синтез-газ, из к-рого гл. обр. производят метанол, м. б. получен конверсией
любого углеродсодержащего сырья, в т.ч. прир. газа, нефтяных остатков и
углей; синтез метанола освоен в крупных масштабах; из него получают высокооктановый
бензин, высокооктановые добавки к нему (метил-трет
-амиловый и метил-трет
-бутиловый
эфиры), др. виды топлив, напр. дизельные (см. также Метиловый спирт
).
Для повышения детонационной стойкости топлива и, следовательно, мощности
двигателей внутр. сгорания применяют гомог. смеси метанола или этанола
с бензином (3-15% спирта), т. наз. спирто-бензиновые смеси. Трудная проблема
при использовании этих смесей - предотвращение их расслаивания при пониж.
т-рах в зимнее время (стабилизаторы смесей - высшие спирты).
Топливные смеси. Начато использование водно-топливных эмульсий (80-85%
дизельного топлива, остальное-вода) для транспортных дизельных двигателей,
а также метанольно-угольных, углемасляных, водно-угольных, водно-углемазутных
и др. смесей вместо жидкого котельного топлива (мазута) или угля (напр.,
на тепловых электростанциях либо на речном транспорте). Указанные смеси
легко воспламеняются, имеют высокую теплоту сгорания, хорошо перекачиваются
по трубопроводам и легко распыляются топочными форсунками. Стабильность
их при хранении и транспортировавши обеспечивается введением ПАВ. Масштабы
применения топливных смесей определяются разницей в ценах на мазут и уголь.
Искусственное жидкое топливо. Получают переработкой (напр., гидрогенизацией,
термич. растворением, полукоксованием) твердых горючих ископаемых - угля,
сланцев, торфа, а также газификацией их с послед. синтезом из СО и Н2
(см. Фишера-Тропша синтез
). Кроме того, сырьем для произ-ва искусств.
жидкого топлива могут служить разл. битуминозные породы (см. также Битуминозные пески
, Газификация твердых топлив
, Гидрогенизация угля
, Полукоксование
,
Синтетическое жидкое топливо).
Лит.: КричкоА.А., Лебедев В.В., Фарберов И.Л., Нетопливное использование
углей, М., 1978; Лом У.-Л., Уильяме А.Ф., Заменители природного газа Производство
и свойства, пер. с англ., М., 1979; Химические вещества из угля, пер. с
нем.. М.. 1980. И.Р. Черный
.