ВОДНО-УГОЛЬНЫЕ СУСПЕНЗИИ
, горючие смеси воды (до 55%) с частицами
угля. Образуются при гидравлич. добыче и гидравлич. транспорте углей, а
также при их мокром обогащении. В.-у. с. - топливо для тепловых электростанций
и речного транспорта, в металлургии (для частичной замены кокса), в цементном
произ-ве (для обогрева вращающихся трубчатых печей), в хим. пром-сти (для
получения газов заданного состава). Замена угля на В.-у. с. позволяет отказаться
от сложных дорогостоящих процессов обезвоживания и сушки угля, приготовления
тонкоизмельченной угольной шихты на пром. предприятиях.
В пульпе, образующейся при добыче, транспорте и обогащении угля, отношение
по массе твердой фазы к жидкой составляет 1 :(1-10). Содержание частиц
угля разл. размера:
1 мм - 30%; 3,0-1,0 мм-св. 20%; > 13 мм - 10%. Мех. перемешиванием удается
избежать оседания дисперсной фазы. С целью улучшения технол. св-в В.-у.
с. (предотвращения коагуляции коллоидно-дисперсной фракции, облегчения
тонкого распыления в форсунках) в них добавляют до 1% стабилизаторов: орг.
ПАВ, напр. лигносульфонаты, алкилсульфонаты, алкилсульфаты; неорг. соед.
- натриевые соли фосфорных к-т (пирофосфаты, триполифосфат, гексаметафосфат),
FеС13, А1С13.
В.-у. с. с частицами не крупнее 0,1-0,5 мм легко воспламеняются и устойчиво
сгорают в потоке нагретого до 350-450 °С воздуха при коэф. его избытка
по отношению к теоретически необходимому 1,03-1,04. Вода не ухудшает сгорания
частиц угля, т.к. происходит р-ция: С+ Н2О -> СО + Н2.
Полнота сгорания B.C. при факельном сжигании их в топках достигает 98,5-99,5%,
т-ра в зоне горения - 1400-1450 °С. Из В.-у. с. с влажностью 50% при 900
°С газификацией под давл. 2-3 МПа получают синтез-газ
, к-рый содержит
55% СО и Н2 и 2-6% метана.
Преимущества В.-у. с. перед углем - легкость транспортирования по трубам
на большие расстояния, хорошее распыление топочными форсунками.
Лит.: Иванов В. М., Канторович Б. В., Топливные эмульсии и суспензии,
М., 1963; Делягин Г. Н., Да вы до в а И. В., Сжигание твердого топлива
в виде водоугольных суспензий, М., 1969; Теория и прикладные аспекты гидротранспортирования
твердых материалов, К., 1981. В.Г.Спиркин.