АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ
, рабочие тела в разл. амортизаторах,
предназначенных для гашения колебаний, возникающих при движении по дорогам
автомобилей, тракторов и др. машин, а также летат. аппаратов при посадке.
А.ж. подвергаются значительным мех. и термич. воздействиям. Поэтому они
должны иметь вязкость от 12 (при 50°С) до 6500 мм2/с (при -40°С);
сильно не разжижаться и не терять текучести соотв. при высоких и низких
т-рах; обладать возможно более низкой т-рой застывания (не выше — 55°С)
и высокой т-рой кипения (не ниже 250°С); при хранении и эксплуатации в
широком диапазоне т-р (от — 50 до 300°С) и давлений (10-15 МПа) не должны
расслаиваться, вспениваться, интенсивно испаряться, образовывать осадки,
смолистые отложения. Кроме того, А. ж. должны обладать хорошими противойзкосными
св-вами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать др. конструкц. материалы,
напр. резины.
Большинство А.ж. - дистиллятные нефтяные масла
(преим. веретенные,
турбинные, трансформаторные или их смеси). Для приготовления А.ж. используют
также синтетические масла
, в осн. диметилсилоксаны. С целью улучшения
эксплуатац. св-в А.ж. в масла вводят разл. присадки: антиокислительные
(напр., n-гидроксидифениламин, 2,6-дитрет-бутил-4-метилфенол), антикоррозионные
(напр., сульфиды алкилфенолов, эфиры тиофосфорных к-т, алкенилянтарная
к-та и ее производные и др.), вязкостные (полиизобутилен, полиметакрилаты,
винипол, полиалкилстиролы и др.), противоизносные (трикрезилфосфат, триксиленилфосфат,
алкилксантогенаты и т.п.), антипенные (напр., полиакилсилоксаны), депрессорные
(напр., алкилнафталины, полиметакрилаты), многофункциональные (напр., диалкилдитиофосфаты
Zn и Ва, диалкилфенилдитиофосфат Zn) и др.
Лит.: Моторные и реактивные масла и жидкости, под ред. К. К.
Папок и Е.Г. Семени до, 4 изд., [М., 1964]; Папок К. К., Рагозин Н. А.,
Словарь по топливом, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям,
4 изд., М., 1975; Товарные нефтепродукты, свойства и применение. Справочник,
2 изд., М., 1978. А. А. Братков.
|