АНТИДЕТОНАТОРЫ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ
, присадки, повышающие детонац.
стойкость бензинов (см. также Октановое число
). Наиб. эффективны
тетраэтилсвинец, или ТЭС (С2Н5)4Рb, тетраметилсвинец
(СН3)4Рb, трикарбонил-(-циклопентадиенил)
марганец, или ЦТМ (ф-ла I), трикарбонил (-метилциклопентадиенил)
марганец, или метилЦТМ (II), димер карбонил(-циклопентадиенил)
никеля (III), ферроцен (IV) и др. Широко распространен только ТЭС, т.к.
при использовании др. присадок в значительно больших кол-вах образуются
твердые нагары на стенках камеры сгорания карбюраторного двигателя, что
ухудшает его работу.
Механизм предотвращения детонации (микровзрывов) заключается в разрушении
гидропероксидов (первичные продукты окисления углеводородного топлива)
продуктами разложения присадки в момент воспламенения горючего с образованием
малоактивных соед. (спиртов, альдегидов, к-т), напр.:
Содержание ТЭС в бензинах (г/кг): в автомобильных - 0,82, в авиационных
- 3,3. По приемистости (см. Бензины
)к ТЭС углеводороды располагаются
в след. ряд: парафиновые > нафтеновые > олефиновые > ароматические. Серо-,
азот- и кислородсодержащие орг. соед. снижают приемистость. Недостатки
ТЭС: образование отложений оксидов Рb на стенках камеры сгорания, высокая
токсичность присадки и продуктов ее сгорания. Для предотвращения образования
отложений ТЭС вводят в бензины в составе этиловой жидкости (54-58%), содержащей
также галогенопроизводные углеводородов - обычно этилбромид и дибромпропан.
Последние называют "выносителями", т. к. при сгорании образуют с ТЭС летучие
соед., легко удаляемые из камеры сгорания. Этиловую жидкость добавляют
в бензин в кол-ве не более 3-4 мл/кг. Снижение токсичности высокооктановых
бензинов достигается заменой ТЭС (ПДК 0,005 мг/м3) на антидетонаторы
типа ЦТМ или метилЦТМ. Перспективно применение вместо антидетонац. присадок
высокооктановых компонентов бензинов типа алкилата
.
Лит.: СаблинаЗ.А., ГуреевА.А., Присадки к моторным топливам,
М., 1977; Химмотология в гражданской авиации. Справочник, М., 1983. В.
Г. Спиркин.
|