БИТУМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
, материалы на основе прир. асфальтов или нефтяных
битумов. Содержат заполнители (щебень, песок, тальк, зола, молотая резина
и др.), полимерные модифицирующие добавки (натуральный, хлоропреновый,
бутадиен-стирольный каучуки, атактич. полипропилен, бутадиен-стирольные
термоэластопласты), а также спец. добавки - антистатики, пластификаторы,
разжижители, эмульгаторы и др. Широкое распространение Б. м. обусловлено
их гидрофобностью, высокой радиационной стойкостью, легкостью переработки,
а также доступностью нефтяных битумов. Ниже рассмотрены осн. типы Б. м.
Рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы (рубероид, пергамин,
изол, фольгоизол, гидроизол, стеклорубероид и др.) - важнейшие Б.м. Обычно
их основа - картон, алюминиевая фольга, разл. волокна. При 160-180°С основу
совмещают с разл. битумными пропиточными и покровными композициями. Рубероид
изготовляют пропиткой кровельного картона полутвердыми битумами с послед.
покрытием его с обеих сторон слоем тугоплавкого твердого битума и защитной
посыпкой минер. порошками (асбест, тальк и т.п.). Технич. показатели рубероида:
масса 1 м2 - 250-420 г; т-ра размягчения пропиточной композиции
40°С (метод кольца и шара), покровной битумной композиции 85-90 °С; содержание
минер. заполнителя в покровной композиции 10-20% от ее массы; прочность
при растяжении полоски шириной 50 мм - 180-340 Па; миним. время, в течение
к-рого рубероид остается водонепроницаемым при давлении воды 1500 ГПа,-10
мин. Рубероид применяется для устройства кровель жилых и пром. зданий.
Объем произ-ва рубероида в СССР ок. 2 млрд. м2/год. Рулонные
Б. м. без основы изготовляют формованием в шприцмашинах и на каландрах
в виде непрерывных профилей или листов.
Асфальтобетоны и асфальтополимербетоны - уплотненная тромбованием смесь
битума с сухими ингредиентами (щебень, песок, минер. порошок, полимерная
добавка), к-рую приготовляют при 110-160°С Различают три типа асфальтобетона:
горячий, содержащий твердый битум, укладываемый и уплотняемый при т-ре
не ниже 120°С; теплый - с полутвердым битумом и т-рой уплотнения 40-80°С;
холодный - с жидким битумом, уплотняемый при т-ре окружающего воздуха,
но не ниже 10°С. Все типы асфальтобетона обладают способностью сохранять
при увлажнении сцепление с шинами автомобилей. Их применяют для создания
покрытий автомобильных дорог и аэродромов, противофильтрационных экранов
при стр-ве плотин, каналов, хранилищ хвостов флотации.
Приклеивающие и герметизирующие мастики делят на два типа: горячие,
к-рые состоят из битумов с добавкой заполнителей (асбест, тальк и др.)
и используются в нагретом состоянии; холодные, получаемые растворением
битумов в орг. р-рителях (см. Битумные лаки
). Применяют мастики
для наклеивания рулонных Б. м. на различные пов-сти (деревянная опалубка,
железобетонные плиты, кирпичная стена), склеивания рулонных материалов
при создании многослойных покрытий, для антикоррозионного покрытия хим.
аппаратуры, уплотнения и обмазки трубопроводов и др.
Битумные эмульсии -дисперсия битумов в воде. Их приготовляют смешением
ингредиентов в скоростных механич. и ультразвуковых диспергаторах с добавлением
эмульгаторов (щелочей, мыла и др.) и каучуковых латексов в кач-ве связующих.
Для анионных эмульсий рН составляет 7-10, для катионных-2-4. Эмульсии применяют
в кач-ве вяжущих материалов при стр-ве и ремонте дорог.
Лит.: Грудни ков И. Б., Современная технология производства окисленных
битумов, М., 1980; Битумные материалы. Асфальты, смолы, пеки, пер. с англ.,
М., 1974; Стабников Н. В., Асфальтополимербетонные облицовки северных гидротехнических
сооружений. Л., 1980; Завражин Н. Н., Кровельные работы, 2 изд., М., 1984;
Конструкции крыше рулонными и мастичными кровлями, пер. с чеш.. М.. 1984.
В.
Н. Бородин
.