толкование, принятое в секте, называющей себя "Церковью святых последнего дня" (др. название "Мормонская церковь").
Секта возникла в США в результате проповеди Джозефа Смита (1805-44). Ее успех был подготовлен религ.-обществ. ситуацией в ряде штатов после войны за независимость. Отсутствие здравого церк. руководства и богосл. традиции, склонность к хилиастич. мечтаниям и субъективизм в понимании Библии нередко порождали религиозные эксцессы. Смит утверждал, что в 1820 ему явился дух древнего обитателя Америки Морония, указавший на тайник, где хранятся свящ. тексты народа нефийцев. Отыскав эти тексты (часть к-рых была написана на золотых пластинках на евр. языке), Смит скрепил достоверность находки подписью свидетелей и издал ее в переводе на англ.. язык. Так появилась "Книга Мормона", названная по имени одного из нефийских вождей ("The Book of Mormon", 1830; рус. пер.: Солт-Лейк Сити, 1980). Книга повествует о судьбе потомков некоего Нефия, бежавшего со своей семьей из *Палестины незадолго до Плена, и переселившегося затем в Новый Свет. Там нефийцы жили ок. 1200 лет. В евангельские дни Христос чудесным образом явился им в Америке. "Книга Мормона", полная *анахронизмов и обширных псевдоисторич. повествований, содержала упрощенное изложение библ. учения и была воспринята приверженцами Смита (мормонами) как *Откровение, равное Библии. Смит предсказывал скорое наступление тысячелетнего Царства Христова (см. ст. Хилиазм) Толпы экзальтиров. людей последовали за "пророком" и образовали в штате Иллинойс колонию "святых последнего дня". Однако введенное Смитом многоженство вызвало ненависть к мормонам. Их вождь был брошен в тюрьму, а затем убит толпой. В 1848 мормоны двинулись на "дикий Запад" и в бесплодной долине штата Юта основали свой город. Сплоченная организация сектантов, их трудолюбие и дисциплина помогли превратить этот район в цветущий край, что немало способствовало успеху мормонов. В наст. время они представляют религиозную группу, признанную законом (многоженство мормоны формально отменили). Общее их число превышает 3 млн. человек.
Мормоны довели до крайности вербалистский подход к Писанию. Все *антропоморфизмы воспринимаются ими буквально. Отсюда представление о Боге как материальном ограниченном Существе, интерпретация Троицы в духе тритеизма, гипертрофия *ангелологии, наслоение на библ. текст специфич. мормонской мифологии (ангелы, они же - боги, владыки планет; высшее Божество, обитающее на некой планете Колоб; Бог-Отец как божество планеты Земля; Христос, родившийся от Него и от богини планеты Венеры и т.д.). Библ. *эсхатология толкуется мормонами как торжество счастливой жизни на земле.
К и с л о в а А.А., Религия и церковь в общественно-политич, жизни США первой половины 19 в., М., 1989; е е ж е, Повествование пророка Джозефа, Солт-Лейк Сити (без г. изд.); НЭС, т.27, с.208-13; B e n n i o n L.L., The Religion of Latter-Day Saints, Salt Lake City, 1940; L i n n W.A., The Story of the Mormons, N.Y.-L., 1902.