Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"МОРОЗОВ"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква М / МОРОЗОВ
Александр Мень. Библиологический словарь

Николай Александрович (1854-1946), рус. ученый и обществ. деятель. Род. в Ярославской губ. Сын помещика и крепостной крестьянки. Учился в Моск. ун-те. В 70-е гг. примкнул к народовольцам; в 1874 эмигрировал. В 1881 нелегально приехал в Россию, был арестован и осужден на пожизненное заключение. С этого времени вплоть до 1905 М. находился в одиночной камере сначала Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. По выходе на свободу посвятил себя науч. работе (химия, математика, астрономия, история)

С 1932 почетный член АН СССР. Мировоззрение М. приближалось к пантеизму. По его собств. словам, он исповедовал "научное представление о едином, вечном, вездесущном и все наполняющем творческом начале вселенной", т.е., выражаясь теологич. языком, о Боге-Отце, вечном творце и обновителе "неба и земли, всего видимого и невидимого".

Еще в крепости М. начал писать труд об Апокалипсисе "Откровение в грозе и буре" (СПб, 1907). В нем он, пренебрегая данными по истории апокалиптич. символики, связал одни образы Апокалипсиса с причудливыми формами грозовых туч, а другие - с созвездиями. На основании этих произвольных домыслов М. пытался "астрономически" вычислить время написания Откр и пришел к дате 30 сентября 395. В соответствии с этой датой М. отождествил провидца Иоанна с *Иоанном Златоустом. В том же духе М. провел исследования *профетизма. В кн. "Пророки" (М., 1914) он начал пересмотр всемирной истории и отнес пророч. писания к Средним векам. Полностью свою фантастич. концепцию М. изложил в семитомном труде "Христос" (М.-Л., 1924-32). Согласно этой концепции, до н.э. цивилизация едва зарождалась. Начало ей было положено Иисусом, казненным в 4 в. Последователи Иисуса (Златоуст и др.) развивали учение о спасении, построенное на астрологии. Астрологич. характер носят якобы и "легендарные биографии Иисуса", Евангелия. Все лит. и материальные памятники древности М. отнес к Средневековью и эпохе Ренессанса. Историч. концепции М. никем из историков поддержаны не были.

Эволюционная мысль и эволюционная теология, вступ. ст. в кн.: А.Немоевский. Бог Иисус, пер. с польск., Пг., 1920; список прочих соч. М. указан в кн.: Н. А. М. Вступит. ст. С.И. Вольфковича, М., 1981.

А к с а к о в Н.П., Беспредельность невежества и Апокалипсис, СПб., 1908; Г о л у б ц о в а Е.С., К о ш е л е н к о Г.А., История древнего мира и "новые методики", "Вопросы истории", 1982, ( 8; Г о л у б ц о в а Е.С., З а в е н я г и н Ю.А., Еще раз о "новых методиках" и хронологии древнего мира, там же, 1983, ( 1; Д м и т р и е в с к и й Н., Что представляет из себя кн. М. "Откровение в грозе и буре", ВиР, 1908, ( 12-13; И в а н о в П., Откровение в грозе и буре, Томск, 1916; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Спор историч. критики с астрономией, М., 1908; е г о ж е, Астрономич. переворот в историч. науке, "Новый мир", 1925, ( 1; е г о ж е, М. о евреях, Палестине и Библии, "Антирелигиозник", 1933, ( 2; Э р н Вл., "Откровение в грозе и буре", Серг.Пос., 1907; Ю н г е р о в В., "Откровение в грозе и буре", Чернигов, 1913.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru