(евр. ноцри), житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христ. общины - назаряне (евр. ноцрим, Деян 24:5). Впоследствии термин назаряне сохранили в качестве самоназвания нек-рые группы *иудео-христиан. Термин Н. не следует смешивать со словом назорей (евр. назир), к-рое обозначало члена древней ветхозав. общины, хранившей традиции пастушеской жизни (Числ 6:2).
Сторонники *мифологической теории отрицали существование Назарета, поскольку он не был упомянут ни в ВЗ, ни у *Иосифа Флавия. По их мнению, назаряне были иудейской сектой, из к-рой выросло христианство. Между тем известно, что Назарет был ничем не примечательным поселком (Ин 1:46), поэтому Иосиф Флавий мог не упомянуть его; тем более, что в Галилее было свыше 200 населенных пунктов и не все они названы в источниках. В 50-х гг. раскопки итал. археолога *Багатти доказали, что в еванг. эпоху Назарет уже существовал. Кроме того, найдена древняя надпись, из к-рой явствует, что Назарет был в числе городов, где жили священники после разрушения храма в 70.
Г р у н т ф е с т Я.Б., Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода, ПСб, 1974, ( 25; BTS, ( 110, 157.
|