Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"НЕОВЕДАНТИСТСКИЙ ПОДХОД К БИБЛИИ,"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Н / НЕОВЕДАНТИСТСКИЙ ПОДХОД К БИБЛИИ,
Александр Мень. Библиологический словарь

понимание Библии в свете религиозных систем неоведантизма, к-рый возник в Индии как модернизированная форма древней монистич. доктрины Веданты, в свою очередь восходящей к Упанишадам (1-е тыс. до н.э.).

Принципы неоведантизма развивали последователи индийского аскета Рамакришны (1836-86), согласно к-рому Иисус Христос, Будда, Магомет и др. основатели религий - воплощения одного и того же верховного Божества. Хотя представители неоведантизма различаются по своим филос. воззрениям, общим для них остается тезис Веданты: мир есть манифестация, проявление Абсолюта, и, следовательно, в каждой религии содержатся зерна истины. Неоведантизм пытался создать модель *"универсальной религии", к-рая включала бы все вероисповедания мира.

Одним из крупнейших философов неоведантизма был Свами Вивекананда (1863-1902). Созданная им "Миссия Рамакришны" пропагандирует единение религий под эгидой неоведанты и йоги. С этой целью "Миссия" распространяет *апокриф, согласно к-рому Христос учился у инд. мудрецов. Он был "Светом Востока на Западе"; Его учение якобы тождественно индийскому монизму. По толкованию С.Радхакришнана (1888-1975), Евангелие будто бы свидетельствует о человеческом несовершенстве Христа. Только открыв Свое единство с высшим Божеством (Кришной), Христос обрел полноту Божественного самосознания. Радхакришнан интерпретирует слова "Я и Отец - одно" (Ин 10:30) в ключе неоведантистского монизма, что бесконечно далеко от их подлинного библ. смысла.

Неоведантизму в высшей степени чужда идея Воплощения в ее христианском понимании, т.к. она противоречит самой сути монизма, по к-рому дух человека единосущен Богу. Утверждение о генетической связи Евангелия с Индией, заимствованное неоведантистами из *теософии, абсолютно беспочвенно. Признавая принцип религиозной терпимости, провозглашенный неоведантистами, христианство, однако, решительно отклоняет притязание их доктрины на роль "универсальной религии". Оно видит в древних учениях Индии такую же прелюдию к *Откровению НЗ, какой, по словам отцов Церкви, была на Западе антич. философия; христианство никогда не сможет принять такое понимание личности Христа, к-рое делает Его лишь одним из учителей человечества.

В православной лит-ре единств. трудом по неоведантизму является 3-томная "Мистическая трилогия" М.В.Лодыженского (Пг., 1914-17). Первый ее том (Сверхсознание, Пг., 19153) посвящен сравнению христ. подвижничества с учением неоведантизма и родственных ему оккультных доктрин.

К о с т ю ч е н к о В.С., Вивекананда, М., 1977; е г о ж е, Классич. Веданта и неоведантизм, М., 1983; Л и т м а н А.Д., Совр. инд. философия, М., 1985; Р о л л а н Р., Жизнь Вивекананды. - Вселенское Евангелие Вивекананды Матма Ганди, Собр. соч., М., 1936, т.19-20; M a t h a i P.S., A Christian Approach to Bhagavadgita, Calcutta, 1956.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru