Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ПАЛОМНИЧЕСТВА В БИБЛЕЙСКИЕ СТРАНЫ,"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква П / ПАЛОМНИЧЕСТВА В БИБЛЕЙСКИЕ СТРАНЫ,
Александр Мень. Библиологический словарь

путешествия по местам, связанным со свящ. историей, для поклонения древним святыням. Обычно паломники посещали Св.Землю, а также Синай, Сирию, Грецию, Рим.

В ветхозав. времена гл. местом паломничества был Иерусалим, особенно после реформ царя Иосии (7 в.). Туда стекались тысячи жителей *Палестины и людей из *диаспоры. П. посвящены нек-рые библ. псалмы (см. ст. Песни восхождения). О первых христ. паломниках свидетельствуют надписи 2-3 вв. в Капернауме. Но массовые П. начались после легализации Церкви, при Константине Великом (4 в.). Тогда же появился и первый путеводитель по Св.Земле: "Бордосский путник 333 г." (ПСб., т.I, вып. 2, 1882) и первые описания паломнич. путешествий, напр., "Паломничество по Св. местам" Этерии (лат. текст и рус.пер. Помяловского И.В., ПСб., вып. 20, 1889). Эти описания представляют немалую ценность для исследования истории Св.Земли и литургии, для библ. *географии и *археологии.

Богомольцы знакомились с природой "библейских стран", что способствовало лучшему пониманию свящ. текста. События, описанные в Библии, легче было представить в местах, где они некогда совершались. Даже ученые библеисты (напр., *Иеремиас) подчеркивали, какую роль сыграло для них знание обстановки, в к-рой протекала история ВЗ и НЗ. Нескончаемые войны, в течение веков потрясавшие Палестину и соседние страны, привели к гибели мн. памятников. Поэтому экзегеты и библ. археологи нередко пользовались записями древних и ср.-век. паломников, в к-рых сохранились сведения об исчезнувших монументах. Предания и обычаи народов, обитавших в Палестине, нередко восходили к библ. временам и проливали свет на текст Свящ.Писания.

Русские богомольцы стали появляться на Востоке уже в эпоху крещения Руси. Есть сведения о рус. паломниках 11 в. В нач. 12 в. игумен Даниил составил первое рус. описание своего путешествия ("Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена. 1106-1108 гг.", ПСб., т.1, вып.3, 1883). Даже в период упадка и крушения Византии, через земли к-рой проходили богомольцы из России, поездки благочестивых людей ко Гробу Господню продолжались. К 14 в. относятся паломнич. записки архим.Агрефения (ПСб., т.16, вып.48, 1896). В 15 в. такие записи составили иеродиакон Зосима ("Хождение инока Зосимы", ПСб., т.8, вып. 3, 1889) и иером.Варсанофий ("Хожение свящ. инока Варсанофия ко св. граду Иерусалиму в 1456, 1461 и 1462 гг.", ПСб., т.15, вып.45, 1896). С установлением турецкого господства на Ближнем Востоке рус. и др. паломники начинают сталкиваться с серьезными трудностями. О них пишут все авторы-паломники. В 19 в. правительство России принимает ряд мер для содействия П. С этой целью создаются *Русская духовная миссия в Иерусалиме и *Палестинское общество. В конце 1-й мировой войны миссия прекратила свое существование (уцелевшие ее земли и здания были присвоены "карловчанами"), но в 1948 она была восстановлена. В наст. время Рус. духовная миссия служит центром для паломников Московского Патриархата.

Развивается библ. паломничество и на Западе. В частн., франц. общество "Библия и Св.Земля" систематически организует поездки богомольцев и туристов по местам священных воспоминаний.

Свящ.А н и с и м о в А., Путевые записки рус. пастыря о свящ. Востоке, СПб., 1898, вып.1-2; [архим.*А н т о н и н (Капустин)], Из записок синайского богомольца, ТКДА, 1871, ( 2,4,8, 1872, ( 5, 1873, ( 3,9; еп.А р с е н и й (Минин), Св. град Иерусалим и другие св.места Палестины с указанием на важнейшие местности ее, Новгород, 1896; еп.А р с е н и й (Стадницкий), В стране свящ. воспоминаний, Серг.Пос., 1902; Виды Иерусалима, СПб., 1898; *Г е й к и К., Св. земля и Библия, СПб., 1894; Д и к с о н В., Святая земля, пер. с англ., СПб., 1869; Д м и т р е в с к и й Д., Протестанты в Св. земле, М., 1908; Д о б и а ш - Р о ж д е с т в е н с к а я О.А., Западные паломничества в средние века, Пб., 1924; архим.Л е о н и д (Кавелин), История и описание св.земли и св.града Иерусалима, Соч.Блаженнейшего Хрисанфа Нотара, патр. Иерусалимского, 1728, СПб., 1887; е г о ж е, Иерусалим, Палестина и Афон по рус. паломникам XIV-XVI веков, М., 1871; е г о ж е, Паломники-писатели петровского и предпетровского времени, или путники во св.град Иерусалим, М., 1874; М а н с у р о в Б.П., Правосл. поклонники в Палестине, СПб., 1858; е г о ж е, Храм св.Гроба Господня в его древнем виде, Рига, 1887; М а р к о в Е.Л., Путешествие на Восток, т.1-2, т.2: Путешествие по Св.Земле, СПб., 1891; архим.М е ф о д и й [Холмский М.П.], Дневник Палестинского Паломника, СПб., 1893; прот.*М и х а й л о в с к и й В., Св.град Иерусалим, СПб., 1882; е г о ж е, Спутник правосл. поклонника в Св.Землю, вып.1-2, СПб., 1886-87; М о н а с т ы р е в М.Я., О св.земле, Екатеринослав, 1897; М о р д о в ц е в Д.Л., Поездка в Иерусалим, СПб., 18952; еп.*Н и к а н о р Каменский( Воспоминание о св. местах Востока, СПб., 19062; П а л е о л о г Ф. (псевдоним, наст. фамилия Греков Ф.К.), Русские люди в обетованной земле, СПб., 1895; иером.П а р ф е н и й (Агеев П.), Сказание о странствии о путешествии по России, Молдавии, Турции и Св.Земле, ч.1-4, М., 18562; еп.*П о р ф и р и й Успенский( Книга бытия моего, ч.1-3, СПб., 1894-96; П ы п и н А.Н., Древне-русское паломничество, т.1-2, 1896-97; е г о ж е, Паломничество и путешествия в старой письменности, "Вестник Европы", 1896, ( 8; *Р ы б и н с к и й В.П., О паломничестве в Иерусалим в библ. время, ТКДА, 1909, ( 11; С в е ц к и й П., Поездка в Иерусалим и Св. места, СПб., 18986; Св. Земля, Париж, 1961; Св. места Палестины, СПб., 1896; С о л о в ь е в М., Св.Земля и Россия, М., 1894; У м а н е ц А.А., Поездка на Синай, с приобщением отрывков о Египте и Св. Земле, СПб., 1850, ч.1-2; У с п е н с к и й Н.Д., Св. места в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, ( 5-7; прот.Ф о м е н к о К.И., Города и села в Св.Земле, К., 1884; е г о ж е, Иерусалим и его окрестности, К., 1883; Х и т р о в о В.Н., Палестина и Синай, ч.1, вып.1-3, СПб., 1876-94; Ш т р а у с Ф.А., Синай и Голгофа. Путешествие на Восток, пер. с нем., [вып.1-6], Серг.Пос., 1896-98; иностр. библиогр. см. в СИЭ, т.10, с.760-61; NCE, v.11, p.362-74; см. также ст. Святые места библейские.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru