Р. называется учение о природном неравенстве народов и рас. В древние времена оно представляло собой лишь форму ксенофобических предрассудков. Только в 19 в. возникли попытки обосновать Р. с помощью науки. Они связаны с именами франц. писателя Жозефа Гобино (1816-82), нем. эволюциониста Эрнста Геккеля (1834-1919) и англ. публициста, натурализовавшегося в Германии, Хayстона Чемберлена (1855-1927). Геккель, в частн., утверждал, что "разум является большей частью достоянием высших человеческих рас, а у низших он весьма несовершенен или вовсе неразвит. Эти первобытные племена, например, ведда или австралийские негры, в психологическом отношении стоят ближе к млекопитающим (обезьянам, собакам), чем к высокоцивилизованному европейцу" ("Чудеса жизни", пер. с нем., СПб., 1908). Одни расисты противопоставляли европеоидную расу как "высшую" негроидной и монголоидной как "низшим"; другие делили белую расу на две псевдонаучные категории: "арийскую" и "семитскую". Последняя изображалась как антропологически недоразвитая ("раса недочеловеков"). В действительности совр. наука знает множество подрас белогo человека (индо-средиземноморскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и др.), к-рые отнюдь не совпадают с языковыми группами (индоевропейской, семитской, угро-финской и др.). Так, напр., арабы - по языку семиты, а греки - индоевропейцы, но этнически они принадлежат к одной индо-средиземноморской подрасе (о единстве человека как вида см. ст. Моногенизм)
Представления о природном неравенстве народов были усвоены и применены в соц.-политич. практике амер. расизмом и нем. фашизмом. В идеологии последнего значит. роль сыграли концепции Чемберлена Х., к-рый считал, что подлинное "арийское мировоззрение" связано с Индией и только оно достойно высшей расы. Он радикально отрицал ценность Библии, делая исключение только для Евангелия. В своей кн. "Слова Христа" ("Worte Christi", 1901; pyc. пер.: "Явление Христа", СПб., 1906), доказывая "арийское" происхождение Основателя христианства тем, что Он был родом из "Галилеи языческой", Чемберлен призывал очистить Евангелие от евр. элементов, к-рые Христос "нашел вокруг себя и к-рые усвоил". На Чемберлена опирались представители нацистского крыла *либерально-протестантской школы экзегезы (так называемые "немецкие христиане"). Правосл. богословы, католич. церк. руководство и значит. часть протестантов расценили подобные взгляды как антихристианские и лженаучные. Они исходили прежде всего из самой Библии, к-рая содержит недвусмысленное отрицание Р. Образ Адама означает кровное родство и единство всего человеческого рода; генеалогия народов в Быт 10 изображает нации как членов одной человеческой семьи, хотя и имеющих разные судьбы и призвания (см. ст. Этнография библейская) Согласно *пророкам, все народы равны перед лицом Божьим (Aм 9:7). B притче о милосердном самарянине Господь Иисус показывает, что понятие "ближний" не ограничивается единоверцами или соплеменниками. По словам св. ап. Павла, приведенным в Деян 17:26, Бог произвел весь род человеческий от одной крови. Еще выше биологического единства стоит единство духовное. Во Христе, учит ап. Павел, "нет различия между иудеем и эллином" (Рим 10:12; ср. Кол 3:11).
Прот.*Б у л г а к о в С., Р. и христианство, "Вестник РХД", 1989, ( 156-57; К а р м а н о в Е., Христианство и расовая дискриминация, ЖМП, 1962, ( 2; [*К у д р я в ц е в - П л а т о н о в В.Д.], О единстве рода человеческого, ПТО, 1852, т.11, 1853, т.12; свящ.М е н ь А., Р. перед судом христианства, ЖМП, 1962, ( 3; М о ч у л ь с к и й К., Р. и западное христианство, "Путь", 1938-39, ( 58; Наука о расах и расизм, М.-Л., 1938; Расовая проблема и общество, сб. пер. с франц., М., 1957; Ч е б о к с а р о в Н.Н., Ч е б о к с а р о в а И.А., Народы, расы, культуры, М., 1971; иностр. библиогр. см. в NСЕ, v.12, р.54-60.
|