Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"СТЕФАН"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква С / СТЕФАН
Александр Мень. Библиологический словарь

Симеон( Иванович Яворский), митр. (1658-1722), рус. правосл. церк. деятель, богослов и философ. Род. на украинском Правобережье в правосл. семье. Рано проявил разносторонние таланты. После присоединения Правобережья к Польше семья С. переселилась на Левобережье, и в 1673 С. поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где изучил лат. и греч. языки и овладел основами научных знаний. Чтобы получить образование в польских и литовских школах, он вынужден был присоединиться к католичеству. В 1689 С. вернулся в лоно Рус. Правосл. Церкви. Приняв через два года монашество, стал преподавать в Киево-Могилянской коллегии, был игуменом м-ря, помощником митр. Киевского. При посещении Москвы С. привлек к себе внимание Петра I и по его желанию в 1700 был поставлен митр.Рязанским и Муромским. После смерти патр.Адриана, в том же году по настоянию царя С. был назначен патриаршим местоблюстителем. В связи с введением синодального строя С. стал председателем Свят. Синода (1721). Отношение С. к реформам Петра I было двойственным. С одной стороны, он поддерживал многие его начинания, но с другой, в отличие от *Феофана Прокоповича, был решительным противником его церк. политики (в частн., упразднения патриаршества). По его мнению, роковой в деятельности царя являлась его ориентация на протестантские порядки. Католич. образование С. привило ему нетерпимость к протестантам. "Вси же потоци беззакония, - писал он, - от единого источника, от Лютера произыдоша, вси от того соблазн восприяше". В изданной в 1728 кн."Камень веры" С. подверг ожесточенной критике принцип *протестантской экзегетики "толковать Писание только через Писание". С этой целью он рассмотрел множество *противоречий в Библии. "Множицею в священных писаниях, - отмечал он, - случаются мнимые противоречия, к-рые с немалым трудом читателей обременяют". В результате само Писание становится "причиной несогласия" и источником бесконечных споров. Единств. выход из подобного положения - это интерпретировать Библию в свете *Предания. "Предания, - писал он, - к вере того суть потребна, яко единем Преданием может быти вера, а без преданий Священное Писание несть к вере довольно". На вопрос, откуда в Библии явились противоречия, С. отвечал так: свящ. авторы писали не только "по божеству", но и "по человечеству". Толкование *трудных мест Библии, "к разумению неудобных", Сам Господь вручил "учащей Церкви", пастырям и богословам, дабы смирить гордыню мирян. Развивая эту т. зр., С. во многом опирался на лат. церк. традицию. Выступая против лютеранства во имя "древлего благочестия", С. в то же время полемизировал и со старообрядцами как с противниками просвещения. Под влиянием С. в Славяно-греко-латинскую академию проник дух схоластич. богословия. Одновременно он немало сделал для знакомства рус. богословов с древней и новой философией.

Камень веры, М., 1728; Проповеди блаженной памяти С. Яворского, ч.1-3, М., 1804-05; Знамения антихристова пришествия и кончины века, К., 1864.

З а х а р а И.С., Борьба идей в филос. мысли на Украине на рубеже 17-18 вв. (С. Яворский), К., 1982 (там же приведена обширная библиогр.).





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru