(евр. бней ха-Элохим), одно из ветхозав. наименований ангелов (см., напр., Быт 6:2; Иов 1:6; Пс 28:1; 88:7). Происхождение термина, вероятно, связано с понятиями ханаанской религии, в к-рой все члены пантеона считались детьми верховного небесного владыки Эла (см. ст. Угарит). Однако *семантика словосочетания "С.Б." определяется и особенностями *семитских языков, где понятие "сын" может означать не только происхождение (от отца или матери), но и причастность чему-либо (напр., *сыны пророческие, сыны громовы, сын благословения, сын гнева, сын утешения и т.д.). В этом смысле тварные небесные силы могут называться "С.Б.", т.к. принадлежат духовному миру (о толковании Быт 6:2 см. ст. Политеизм в Библии). Иногда "С.Б." в ВЗ именуются благословенные Богом праведники (см., напр., Ос 1:10), но чаще всего понятие "С.Б." в этом значении встречается в НЗ (см., напр., Мф 5:9; Рим 8:14; Гал 3:26).
Если люди и бесплотные силы суть "С.Б." по "усыновлению", а не по природе, то единственным, "единородным", Сыном Божьим в онтологическом смысле является Тот, Кто составляет одно с небесным Отцом (Ин 1:18). Сам Богочеловек, называя Себя Сыном, указывает на тайну Своего уникального отношения к Отцу (см.Мф 11:25-30; Лк 10:21-22). Он также является Сыном Божьим и в силу Своего мессианства, ибо в Пс 2:7 Мессия назван Сыном Сущего (ср.исповедание ап.Петра: "Ты Христос, Сын Бога Живого", Мф 16:16). Т.о., антропоморфное библ. выражение "Сын Божий" служит для *Откровения Божественности Христа; в то время как понятие *Сын Человеческий указывает на Его единение с людьми.
*Г и й е Ж., Сын и Отец, "Символ", 1982, ( 7; *Г л а г о л е в А., Ветхозав. библ. учение об Ангелах, К., 1900; *C u l l m a n n O., The Christology of the New Testament, L., 1963; см. также ст.: Ангелология библейская; Христология.
|