Никифор Иванович (1825-84), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Тульской губ. семье причетника. Окончил КДА (1849), где c 1860 по 1874 был орд. проф. по каф. библ. истории. В своем гл. труде "Призвание Авраама и церк.-историч. значение этого события" (К., 1873) Щ. толковал сказание Кн.Бытия в свете учения ап.Павла об Аврааме как "отце верующих". По мнению автора, в эпоху *патриархов истинная вера не была повсеместно утрачена, а существовала и за пределами рода Авраамова. Завет с патриархом хотя и является "центральным событием в истории церкви ветхозаветной, к которому сходятся и из которого исходят все главные нити путей Божиих", не исчерпывает, однако, тайны всемирного Домостроительства спасения. Кроме Авраама, Лота и их сродников, существовало множество людей, к-рые искренне стремились к Богу. Поэтому "история языческих религий должна оказать важную услугу истории церкви ветхозаветной". Щ. принадлежит еще ряд статей по библ. тематике. История создания *Вульгаты описана им в очерке "Жизнь блаженного Иеронима Стридонского" (ТКДА, 1863, №1-3).
Судьбы Церкви Божией на земле, ТКДА, 1860, кн.I-III; Почему Иисус Христос усвоил себе название: Сын Человеческий? ВЧ, 1881, №50; Что такое "Книга Праведного"? Ис Нав Х, 1-13, ТКДА, 1882, №7.
Я з ы к о в Д.Д., Обзор жизни и трудов покойных рус. писателей, СПб., 1888, вып. 4.
|