(Schmidt) Карл Людвиг (1891-1956), нем. протестантский библеист, один из основоположников *"истории форм" школы. Род. во Франкфурте-на-Майне. Окончил Берлинский ун-т. Был проф. НЗ в ун-тах Гиссена (1921), Иены (1925), Бонна (1923-33). В 1933 уволен нацистами, а в 1935-53 проф. НЗ в ун-те Базеля. Свою основную концепцию сформулировал в 1919 в книге о жизни Иисуса ("Der Rahmen der Geschichtе Jesu"). Сущность этой концепции сводится к следующему. Евангелисты не претендовали на роль "биографов" Христа. Евангелисты излагали *керигму, развивавшуюся в свете пасхального опыта учеников. Они опирались на *устную традицию, к-рая не содержала целостного повествования, а передавалась в виде отдельных "форм": кратких рассказов и речений. Целостность была присуща только сказанию о Страстях. Древнейший из евангелистов, Марк, скомпоновал разрозненные "формы" *Предания, соединив их собственными связующими фразами (напр., 1:14-15; 2:13). Использованные им "формы" отражали прежде всего проблемы, волновавшие Церковь в период написания Евангелия. Поэтому у Марка и др. евангелистов следует искать отражение *"жизненного контекста" *языко-христианских общин, а не самой евангельской истории. Евангелия содержат в первую очередь "коллективное богословие" общин. Критики Ш., соглашаясь, что Евангелия носят не биографич., а керигматич. характер, тем не менее указывали на наличие в них многочисл. отголосков "жизненного контекста" Палестины евангельского времени (см. ст. Евангелия) Следует отметить, что Ш. считал источником богословия *первообщины христианской "пасхальный опыт" апостолов, уникальное событие, к-рое не было просто частью мировой истории и могло быть истолковано лишь в свете Писания. Это событие и этот опыт составляли основу ранней керигмы, к-рая затем постепенно осмыслялась с помощью библ. *мессианизма.
Jesus Christus im Zengnis der Heiligen Schrift und der Kirche, Munch., 1936.
Theologische Zeitschrift, 1956, ( 12; см. ст. "Истории форм" школа.
|