Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"БОГОРОДСКИЙ "

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Б / БОГОРОДСКИЙ
Александр Мень. Библиологический словарь

Яков Алексеевич (1841-1919), рус. правосл. библеист, специалист по ВЗ. Род. в Нижегородской губ. По окончании Каз.ДА (1868) состоял в ней преподавателем словесности (с 1870 инспектор). С 1882 - доцент, а затем э. орд. проф. по каф. библейской истории в Каз.ДА; с 1885 орд. профессор. Состоял членом комиссии по объяснению неудобопонятных слов в Пророческих книгах. Преподавал в Родионовском ин-те благородных девиц. Читал публичные лекции.

Первой большой работой Б. была его докторская дисс. "Еврейские цари" (Каз., 1884). Она содержит изложение истории Саула, Давида и Соломона и написана в духе старой историографии 18 в. В ней нет критики источников и дается очень мало ссылок на литературу. Автор почти не привлекает сравнит.-историч. материалы по Древнему Востоку и археологии. Цель своей работы он определяет достаточно четко: поскольку существует традиц. идеализация первых царей Израиля, а, с другой стороны, есть немало попыток очернить их, необходимо воссоздать их образы на основе Писания с предельной объективностью. Б. описывает их жизнь, войны, правление, отмечает их положительные черты, не замалчивая и пороков. В результате он приходит к выводу, что "жизнь еврейского царя не могла всецело сложиться по тому образцу, который был начертан Моисеем в Законе; готовые соблазнительные формы царского быта языческих народов мало-помалу привились и получили права гражданства при дворе еврейского царя". Нек-рые критики обвинили Б. в большой зависимости его труда от аналогичного по теме зап. исследования. Сам Б. выступил с резкой критикой книги *Лопухина "Библейская история". По мнению Б., "библейская история" - это история религии, и в ней не может иметь место описание быта и нравов библ. времен ("Что такое библейская история?", СПб., 1889). Работа Б., посвященная первым главам Кн.Бытия ("Начальные черты истории рода человеческого после потопа", ПС, 1906, №6, 7/8), содержит много ценного материала: предания народов, различные гипотезы о начале истории, но в целом она оказалась устаревшей даже для своего времени. В частн., Б. почти полностью игнорировал связь библ. традиции с Месопотамией, а его попытки опровергнуть трансформизм (к-рый он отождествлял с дарвинизмом) явно несостоятельны.

Об идолопоклонстве евреев в период судей, ПС, 1871, №8; К вопросу об ессеях, ПС, 1873, №10, 12; Соломон внебиблейский, Каз., 1884; Об Иосифе, библ. патриархе, Каз., 1891; Об Ироде (так называемом Великом), Каз., 1896.

ПБЭ, т. 2, с. 787-89; П р о т о п о п о в В., На пороге всемирной истории, "Странник", 1907, №3; *Т е р н о в с к и й С.А., Историч. записка о состоянии Каз.ДА после ее преобразования, 1870-1892, Каз., 1892, с. 353-55.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru