(Valeton) Жан (1848-1912), голл. протестантский библеист и богослов. С 1877 проф. Утрехтского ун-та. Преподавал курс нравств. богословия и Свящ. Писания ВЗ. Последователь *Велльхаузена. Автор очерка по истории ветхозав. вероучения, вошедшего в "Иллюстрир. историю религии" ("Lehrbuch der Religionsgeschichte", Bd.1-2, Freiburg, 1887-89; коллективный труд, опубл. под ред. П.Д.Шантепи де ла Соссей; рус. пер.: т.1-2, М., 1899). Принимая с оговорками концепцию *исторического эволюционизма, В. отвергал крайности *панвавилонизма и *гиперкритицизм *Штаде. Возникновение религии Яхве В. связывал с кенитами (см. ст. Кенитская гипотеза), но подчеркивал, что в ВЗ учение о Боге приняло исключительный и своеобразный характер. Согласно В., история ветхозав. религии имеет неск. этапов: 1) полуязыческий этап (эпоха *патриархов); 2) эпоха Моисея ("Яхве как Избавитель и Бог войны"); 3) эпоха от Иисуса Навина до Давида ("Яхве как Царь и Властитель земли"); 4) период борьбы с *двоеверием (от Давида до прор. Елисея); 5) *этический монотеизм *пророков-писателей; 6) окончательная победа *монотеизма (Иудейское царство после падения Самарии и *Плена период); 7) иудейство *Второго Храма периода. Концом израил. религии В. называет момент, когда "понятие о Боге развернулось во всем своем объеме в личности Иисуса Христа, выразившись в словах: "Отче наш, иже еси на небесех".
|