(Дмитрий Иванович Богдашевский) архиеп. (1861-1933), рус. правосл. церк. писатель, экзегет. Род. в семье священника Волынской епархии. Учился в Волынской ДС. Окончил КДА (1886), где в 1902 стал э.-орд. проф., а в 1905 орд. проф. по каф. Свящ. Писания НЗ. С 1915 почетный член Петроградской и Каз. ДА. Овдовев, принял монашество (1913) с именем Василий и был хиротонисан во епископа. С 1925 архиепископ. В 20-е гг. В. выступал как решительный противник "обновленчества" и др. расколов. Скончался в Киеве.
Глубокий знаток древних языков, В. был основательно знаком с зап. лит-рой по НЗ. О своих принципах работы В. писал: "При внимательном изучении обширной западной литературы... нашими всегдашними руководителями в решении труднейших исагогических и экзегетических вопросов были отцы и учители Церкви". По словам В., он "больше всего чужд какого бы то ни было так модного теперь оригинальничанья и везде старался держаться строго научной положительной точки зрения, оправдываемой историческим церковным преданием".
В своей магистерской работе "Лжеучители, обличаемые в Первом послании ап.Иоанна" (К., 1890) В. поставил вопрос, к-рый и поныне остается спорным в новозав. науке: каков был характер первых ересей, волновавших христианство на исходе 1 в.? По мнению В., эти лжеучения носили преимущественно гностич. характер.
Докторская дисс. В. "Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетич. исследование" (К., 1904) построена не только на переработке всей предшествующей лит-ры по данному вопросу, но и на сличении десятков рукописей НЗ из библиотек С.-Петербурга, Москвы и Киева. Книга делится на две части: в первой рассмотрено происхождение Посл. к Ефесянам, а во второй дан подробный к нему комментарий. Первая часть является наиболее полным в рус. библеистике того времени сводом мнений об адресате послания и его датировке. В. убедительно защищает подлинность Послания, полемизируя с теми, кто отрицал, что оно было адресовано эфесским христианам.
Другой крупной работой В. является кн. "Ев. от Матфея. Критико-экзегетич. исследование" (К., 1915). Она построена так же, как и труд о Посл. к Ефесянам, т. е. сначала дается обстоятельный разбор исагогич. теорий, а затем толкование Евангелия. В отличие от большинства совр. ему авторов В. считал, что оригинальным языком Ев. от Матфея был не *арамейский, а *древнееврейский. Эта т. зр. благодаря обнаруженным кумранским текстам находит сегодня все больше сторонников.
В. был необычайно плодовитым писателем: перечень его трудов включает десятки названий.
Объяснительные замечания к наиб. трудным местам Соборного посл. св. ап. Иакова, К., 1894; Закон и Евангелие, К., 1899; О Евангелиях и еванг. истории, К., 1902; К изучению кн. Деяний апостольских. Рецензия [на кн.: Артоболевский И. Первое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия, Серг. Пос., 1900], К., 1902; Неповрежденность Посл. св. ап. Павла к Римлянам, ТКДА, 1904, №6; Тайная вечеря Господа нашего Иисуса Христа, К., 1906; Пасха страданий Христа Спасителя, ТКДА, 1915, янв.; О личности св. ап. Павла, К., 1906; Послание св. ап. Иакова, ТКДА, 1907, №10-11; Посл. св. ап. Иуды, ТКДА, 1908, №11; Посл. св. ап. Павла к Евреям, ТКДА, 1905, №3; Критические этюды по НЗ, ТКДА, 1908, №4; Второе Соборное посл. св. ап. Петра, ТКДА, 1908, №7; Историч. характер кн. Деяний апостольских, ТКДА, 1909, №11; Об источниках кн. Деяний апостольских, ТКДА, 1910, №10; Экзегетич. заметки, вып. 1-6, К., 1904-10; Рецензия [на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия, Каз., 1907], ТКДА, 1910, №9; Опыты по изучению Свящ. Писания НЗ, вып.1-2, К., 1909-11; К изъяснению Первого послания св. ап. Павла к Коринфянам, ТКДА, 1911, №4,5; Хронология кн. Деяний апостольских, ТКДА, 1911, №1; Вход Господень в Иерусалим по сказанию св. евангелистов, СПб., 1911; Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев, ТКДА, 1912, №5; Христос Спаситель в окрестностях Вифсаиды Юлии, ТКДА, 1913, №1; Христос Спаситель в земле Геннисаретской, в пределах Тира и Сидона и в Десятиградии, ТКДА, 1913, №3; Христос Спаситель в Гефсимании, К., 1913; Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и в окрестностях Кесарии Филипповой, ТКДА, 1913, №7/8; Последнее пребывание Христа Спасителя в Галилее: Мф 17:1 - 18:35 и паралл., ТКДА, 1913, №10,11; Последние путешествия Христа Спасителя в Иерусалим: Мф 19:1-20:34; Мк 10:1-52; Лк 18:15-19, 28, ТКДА, 1914, №1, 3; Воскресение Христа Спасителя и явления Воскресшего. Вознесение Господа на небо: Лк 24:50-53; Деян 1:9-12; Мк 16:19, ТКДА, 1915, №5; К изъяснению Ин 3:1-6, ТКДА, 1917, №3/8; Неповрежденность Четвертого Евангелия, ТКДА, 1917, №9/12.
М а н у и л. РПИ, т. 2; ПБЭ, т. 2, с.727-29.