Василий Васильевич (1853-1900), рус. правосл. историк Церкви. Род. в с. Кравотынь Тверской губ. Окончил Осташковское духовное уч-ще и Тверскую ДС, а затем СПб.ДА (1879). Еще в студенч. годы поражал всех "изумительным знанием Свящ. Писания и свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту". Знал евр., сир., араб. и др. древние языки. Магистерская дисс. Б. "Учение Оригена о Святой Троице" (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием в рус. церк.-историч. науке. Б. был профессором древней церк. истории в СПб.ДА. "Как профессор и лектор В.В. поражал своих слушателей способностью и прямо искусством живого, творческого художественного воспроизведения прошлой жизни". Его труд был поистине подвижническим, а кончина - кончиной праведника ("Христос идет" - были его предсмертные слова).
По словам *Тураева, друга и коллеги Б., он поднял уровень науки в академии на новую ступень. Посмертно изданные его "Лекции по истории древней Церкви" (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классич. образцом правосл. и одновременно строго науч. метода исследования. В этом труде Б. не рассматривал апостольский период, считая его частью библ. науки, однако посвятил этому времени две работы. Одна из них - "День и год мученической кончины св. евангелиста Марка" (СПб., 1893, вып.4). Привлекая данные египтологии, Б. сумел датировать свидетельство древнего текста о ев. Марке и установил, что его смерть последовала 3 апреля 63. Работа эта имеет большое значение, поскольку сведения о начале христианства в Египте весьма скудны. Той же эпохе посвящена его изданная посмертно статья "Гонение на христиан при Нероне" (СПб., 1903). К ветхозав. тематике относится работа Б. "Валтасар и Дарий мидянин. Опыт решения экзегетической проблемы" (СПб., 1896), к-рая затрагивает одну из труднейших хронологич. проблем ВЗ. Б. в этой работе поставил вопрос о расхождениях между свидетельствами 1-й Кн. Ездры и древневост. памятников (к-рые связывают падение Вавилона с именем Кира) и данными Кн.Даниила, согласно к-рым вавилонского царя Валтасара сменил "Дарий мидянин". Не располагая тогда в достаточном объеме материалом по древневост. археологии, Б. не мог решить этого вопроса, но рассмотрел его с исчерпывающей для того времени полнотой.
Б р и л л и а н т о в А.И., Проф. В. В. Б.: Биографич. очерк, СПб., 1910; М а к а р о в с к и й А., Подвижник церк. науки: К 100-летию со дня рождения проф. В.В.Б., ЖМП, 1954, №1; Материалы к "Богословскому словарю", БТ, сб. 28, 1987, с. 350; *М е л и о р а н с к и й Б.М., В.В.Б. (Некролог), "Визант. временник", 1900, вып. 3; *С о л о в ь е в В.С., В. В. Б.: (Некролог), Собр. соч., СПб., 19132, т. 9; *Т у р а е в Б.А., В. В. Б., ЖМНП, 1900, №8.
|