Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ВИССАРИОН "

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква В / ВИССАРИОН
Александр Мень. Библиологический словарь

Василий( Петрович Нечаев) еп. (1822-1905), духовный писатель, проповедник, экзегет. Род. в Тульской губ., в семье диакона. Окончил Тульскую ДС и как лучший ученик был направлен в МДА, к-рую окончил в 1848. Большое влияние на В. оказали митр. *Филарет Дроздов( и *Горский, учеником к-рого он был и под руководством к-рого писал свою магистерскую дисc. о свт. Димитрии Ростовском ("Св.Димитрий, митр.Ростовский", М., 1849). Работа получила высокую оценку церк. и светских специалистов. В 1848-52 преподавал в Тульской и Вифанской ДС (близ Серг. Посада). Среди предметов, к-рые он вел, был курс библ. истории, греч. яз. и Свящ. Писания. В 1853 рукоположен во священника и назначен (1855) настоятелем моск. храма Николы в Толмачах. Сочетание академич. эрудиции и неутомимого трудолюбия пастыря-проповедника отличает его литературно-богосл. творчество. В 1860 одаренный священник приглашен в новосозданный журн. "Душеполезное чтение", в к-ром он проработал 46 лет, - с 1866 в качестве гл. редактора и издателя. Осн. библ. труды В. выходили первоначально именно в этом журнале. В. принимал активное участие в деятельности "Общества любителей духовного просвещения", основанного по благословению митр. Филарета (мн. темы бесед в этом обществе были посвящены Писанию, и сами беседы печатались в журн. "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", М., Серг.Пос., 1863-1917). В 1889 после смерти жены пострижен с именем Виссарион и в том же году хиротонисан во еп. Дмитровского, викария Московской епархии. В 1891 В. получил самостоят. Костромскую каф., к-рой управлял до конца дней.

В. написал толкования почти на все ветхозав. книги, но эти толкования имели характерную особенность: владыка брал книги не целиком, а те их части, к-рые читались за богослужением (*паримии). Свою задачу автор видел не в отвлеченных науч. исследованиях свящ. текста, а в разъяснении его смысла рядовому читателю. Поэтому в его толкованиях нет тяжеловесного науч. аппарата: само изучение предваряло комментарии, к-рые написаны простым языком, чуждым витиеватости, свойственной многим богословам и проповедникам той эпохи. Преосвященный комментатор, по отзывам современников, "соединял в себе те редкие дарования, которые требуются от толкователя Священного Писания, именно: знание древних и новых языков, основательное знакомство со святоотеческими толкованиями и дар различения духов, помогавший ему не теряться среди множества иноверных толкований". Его комментарии к паримиям считались чтением "увлекательным не только для простого читателя, но и для ученого богослова, утомленного чтением сухих иностранных толкований". Иными словами, труд В. был одновременно трудом экзегета и трудом благовестника, для к-рого вопросы библеистики не заслоняли его гл. задачи - возвещать людям Слово Божье.

Кроме библ. толкований В. издал также изъяснение к богослужению, проповеди и беседы.

Толкование на паримии из Кн. Бытия, М., 1871; Толкования на паримии из Книг Моисеевых, М., 1876; Толкование на паримии из Книг: Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова и Паралипоменон, М., 1884; Толкование на паримии из Кн. Притчей и из Кн. Премудрости Соломоновой, М., 1888; Толкование на паримии из Кн. пророка Исайи, М., 1890: Толкование на паримии из Книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии, М., 1892; Толкование на паримии из новозав. книг, М., 1895; Изъяснение молитвы Господней, М., 1892.

В о л ь г и н А., Памяти еп. В. Нечаева: (1822-1972), ЖМП, 1972, №2; К о р с у н с к и й И. Н., Преосвящ. В., еп. Костромской: По случаю 50-летнего юбилея церк.-обществ. его деятельности, М., 1898; ПБЭ, т. 3, с.513-16.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru