Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ЮЛИХЕР"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Ю / ЮЛИХЕР
Александр Мень. Библиологический словарь

(Julicher) Адольф (1857-1938), нем. протестантский церк. историк и библеист либерального направления. Род. под Берлином; высшее образование получил в Галльском ун-те. С 1882 состоял в должности пастора, а затем был проф. истории Церкви в Берлине и c 1888 по 1923 - проф. новозав. экзегетики в Марбурге (где скончался). Наибольшую известность Ю. принес труд "Притчи Иисусовы" ("Die Gleichisreden Jesu", Bd.1-2, Freib., 1889). В этом обширном (ок.1000 с.) исследовании он осуществил первый сравнит.-лит. анализ евангельских *притч, сопоставляя их с произведениями греч. лит-ры. Согласно выводу Ю., в притчах полностью отсутствует аллегорич. элемент. Исходя из убеждения, что в основе своей притчи содержат подлинные слова Иисуса, Ю. предпринял попытку отделить в них "наслоения более позднего времени". В 1894 он выпустил свое "Введение в Новый Завет" ("Einleitung in NT", Freib.-Lpz., 1894), в к-ром нашли отражение исагогич. взгляды школы *Гарнака. Хотя Ю. относил *синоптиков ко "второму и третьему поколению после Иисуса", но он признавал, что синоптич. образ Христа настолько величествен и значителен, что не мог быть созданием общины. В книге "Павел и Ииcyc" (1907) Ю. развивал концепцию, согласно к-рой гл. заслуга ап.Павла заключалась в превращении христианства в мировую религию. Само же учение апостола он рассматривал как неизбежное усложнение "простой и непосредственной евангельской веры", к-рое в будущем следует преодолеть. Тем не менее, он видел в ап.Павле "истинного наследника духа Иисусова". На выступление *Древса, пропагандировавшего *мифологическую теорию происхождения христианства, Ю. откликнулся книгой "Существовал ли Иисyc?" ("Hat Jesus gelebt?", Marburg, 1910), в к-рой отстаивал историч. реальность Христа. В течение долгого времени он готовил *критическое издание *италийского перевода Евангелия (Мф вышел в год смерти Ю., а Мк и Лк посмертно в 1940 и 1954).

Свои воззрения Ю. изложил в кн.: Die Religionswissenschaft der Gegenwart, "Die Theologie der Gegenwart", Lpz., 1928, Jg.22, №6; Der Brief an die Romer, Gott., 1907; в рус. пер.: Религия Иисуса и начало христианства до Никейского собора, в сб.: Из истории раннего христианства, М., 1907; т о ж е, в кн.: Общая история европ. культуры, СПб., [1908], т.5 (полн. пер.).

G e n t h e, S.151; NCE, v.8; ODCC, p.767; RGG, Bd.3, S.1008.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru