Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ДАНИЕЛЬ-РОПС"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Д / ДАНИЕЛЬ-РОПС
Александр Мень. Библиологический словарь

(Daniel-Rops) Анри (наст. фамилия Петьо) (1901-65), франц. католич. писатель и историк. Образование получил на филологич. ф-те Гренобльского ун-та. Преподавал лит-ру в ряде лицеев. Его перу принадлежат множество романов, эссе и публицистич. статей. В нач. 30-х гг. Д.-Р. примкнул к движению молодежи "Новый порядок", к-рое стремилось к идеалам демократии и гуманизма, противостоя тенденциям, ведущим к диктатуре. С этого же времени он открыто заявил себя исповедником демократич. католицизма. В годы нем. оккупации Д.-Р. приступил к написанию своей знаменитой серии книг по церк. истории, начинавшейся с библейского периода. Первый том, о ветхозав. времени, вышел в 1943 и был сразу же конфискован гестапо. Только после войны Д.-Р. смог продолжить издание своего цикла (всего вышло 12 т.). Кроме того, Д.-Р. редактировал серию "Тексты по священной истории", был ред. журн. "Церковь" ("Ecclesia") и разработал план 150-томной энциклопедии католицизма. В 1955 Д.-Р. был избран во Французскую академию. Книги Д.-Р. переведены на мн. европ. языки.

Первые два тома цикла - "Народ Библии" ("Le peuple de la Bible", P., 1943) и "Иисус и Его время" ("Jesus en Son temps", P., 1945) - имеют общее заглавие "Священная история" ("Histoire sainte"). Они написаны не как академич. исследование, а в манере историко-худож. прозы. Д.-Р. начинает с Авраама и лишь потом переходит к сказаниям первых глав Кн.Бытия (гл. "Вера и предания"). Увлекательно и в то же время строго научно рисует Д.-Р. картину ветхозав. истории, завершая ее очерком мессианских чаяний *междузаветного периода. Книга Д.-Р. о Христе была одной из самых популярных в 50-60-е гг. из написанных на евангел. тему. Автору удалось учесть достижения критич. исследований *новой исагогики, избежав при этом скороспелых гипотез. Обе книги - свидетельство блестящего таланта и познаний, одушевленных глубокой верой. Погружаясь в историю прошлого, реконструируя его средствами науки, Д.-Р. никогда не забывал, что Библия - "книга молитвенная, книга священная". Любить Библию, по словам Д.-Р., "это не значит впадать в фетишизацию текста, как это принято у иных историков литературы в отношении к изучаемым ими творениям великих писателей; это не значит придавать чрезмерное значение букве в ущерб духу... Это значит услышать в сокровенных глубинах нашей души голос Того, Кто так возлюбил человека, что вызвал его из небытия и многократно говорил ему в знамениях и пророчествах, а затем устами Своего воплотившегося Сына".

Том "Церковь апостолов и мучеников" ("LЕglise des apњtres et des martyrs", P., 1955) открывает вторую серию цикла, общее название к-рой "История Церкви Христовой" ("Histoire de lЕglise du Christ"). Д.-Р. с любовной проникновенностью описывает первые шаги христианства, драматич. события апостольской эпохи, особо останавливаясь на личности и деяниях ап. Павла. "После Иисуса, - пишет Д.-Р., - он является самой живой и законченной фигурой Нового Завета, человек, чье лицо мы можем видеть наиболее явственно. Проблемы, постоянно волновавшие его - те же, что волнуют нас всегда. И когда бы мы ни услышали его слово - пусть самое незначительное, - мы ощущаем тон уверенности, доступной только тем, кто прошел через все испытания... Обращение Савла было обращением, как его понимали французы XVII века, например, Паскаль: изменился человек в самой своей глубине". Д.-Р. изображает Павла проповедником, чьи дарования при содействии Духа Божьего помогли ему совершить всемирно-историч. переворот. Как и в книге о Христе, история апостолов дана на фоне окружающего мира.

La vie quotidienne en Palestine au temps de Jesus, P., 1961; в рус. пер.: Общее введение в Свящ. Писание, в кн.: Ключ к пониманию Свящ. Писания, Брюссель, 1982.

Convertis du XX si-cle, v.1-5, P., 1959-67, v.3; Enc.Kat., t.3, s.1007-09.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru