Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Д / ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
Александр Мень. Библиологический словарь

(DionЪsioj Areopag...thj), древнехрист. богослов. Его книги написаны от лица афинянина Дионисия, обращенного ап. Павлом (Деян 17:34). Однако с 16 в. (в результате трудов *Эразма Роттердамского и др. филологов) утвердилось мнение, что Д. А. - это псевдоним. В наст. время считают, что автором книг Д. А. был греч. или сир. монах, живший на рубеже 5-6 вв. Нек-рые ученые отождествляют его с грузинским мыслителем Петром Ивером.

Труды Д. А. представляют собой христ. переосмысление неоплатоновского *мистицизма в духе *апофатического богословия. Библейской тематике посвящено "Послание к Титу о том, что такое Дом Премудрости, что - чаша и что еда ее и питье" (9-е из десяти посланий, приписываемых Д. А.). В нем автор рассматривает особенности библ. символизма. Поскольку глубина истины неизреченна, свящ. писатели принуждены были обращаться к "условным знакам". Ими-то и являлись образы Писания, взятые из чувственного мира (таковы образы из Песн и Притч). Толкователь, по словам Д. А., должен проникать "внутрь священных символов", к-рые являются "оттисками Божественных начертаний и преславных видений". Та же мысль проводится Д. А. и в книге "Об именах Божьих". Хотя сущность Божества абсолютно запредельна миру, Его отношение к твари познаваемо, что обозначается в Библии различными *именами Божьими. "Богословы, - пишет Д. А., - почитают не только те Божественные имена, которые имеют своим источником полные или частичные проявления Промысла или промышляемого, но и те, которые иногда происходят от некоторых божественных видений, которые в священных храмах или в ином месте где-либо озарили посвященных или пророков, и на основании многих причин и сил дают имена этому пресветлому и сверхименуемому Благу, облекая Его в человеческие или огненные или лучезарные формы и изображения" (I, 8). Хотя в учении Д. А. библ. историзм значительно ослаблен за счет платонизирующей идеи Вечности, Церковь всегда высоко ценила его труды. Он оказал большое влияние на многих визант. и зап. богословов (напр., прп. *Максима Исповедника, прп. Иоанна Дамаскина, Николая Кузанского). Творения его были рано переведены на Руси и пользовались большим авторитетом.

M i g n e. PG, t.3-4; в рус. пер.: К Тимофею о таинственном богословии, ХЧ, 1825, ч.ХХ; Письма, ХЧ, 1825, ч.XIX; 1838, ч.IV; 1839, ч.I; Книга о церковной иерархии, в кн.: Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения, СПб., 1855, т.1; О небесной иерархии, М., 1898, репр., М., 1994; О Божественных Именах, Буэнос-Айрес, 1957, репр. СПб., 1994; Антология мировой философии, т.1, ч.2, М., 1969; П р о х о р о в Г.М., Послание Титу-иерарху Д.А. в слав. пер. и иконография "Премудрость созда себе дом", ТОДРЛ, т.38, 1985.

Б е з о б р а з о в М.М., Творения св. Д.А., БВ, 1898, №2; Н у ц у б и д з е Ш.И., Тайна Псевдо-Д. А., Тбилиси, 1942; С к в о р ц о в К.И., Исследование об авторе соч., известных с именем св. Д.А., К., 1871; свящ.Ф л о р о в с к и й Г., Византийские отцы V-VIII вв., Париж, 1933; ФЭС, с.547 (там же см. осн. библиогр. на иностр. яз.); ODCC, р.406-07.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru