Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ФЕОФАН"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Ф / ФЕОФАН
Александр Мень. Библиологический словарь

Василий( Дмитриевич Быстров), еп. (1872-1943), рус. правосл. церк. деятель и библеист. Род. близ Петербурга в семье священника. Окончил СПб.ДА (1896), где был оставлен профессорским стипендиатом, а затем назначен доцентом по каф. библ. истории. В 1898 принял монашество. В 1901 был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором академии. В 1905 защитил магистерскую дисс. о *Тетраграмме. В 1909 Ф. был хиротонисан во еп.Ямбургского и стал ректором СПб.ДА. По отзывам современников, это был "строгий сторонник православной церковности, глубокий аскет и носитель духа святоотеческих преданий". В СПб.ДА он "создал в своем роде школу "феофанитов", высоко подняв в общем строе церковное направление". Трагическим фактом в жизни Ф. явилось то, что именно он познакомил царскую семью с Г.Распутиным (о чем впоследствии сам Ф. горько сожалел). В 1910 по состоянию здоровья он был переведен на Таврическую кафедру. Затем был еп.Астраханским (с 1912) и Полтавским (с 1913). В 1919 уехал на Афон, где и жил до конца своих дней.

Магистерская работа Ф. "Тетраграмма, или ветхозав. Божественное имя Иегова" (СПб., 1905) посвящена проблеме *Имен Божиих и, в частн., Тетраграмме, к-рая в прошлом читалась как "Иегова". На основании тщательного изучения истории и сущности вопроса, а также святоотеч. свидетельств (*Диодора Тарсийского, *Климента Александрийского, *Оригена, блж.*Иеронима, свт.*Епифания Кипрского и блж.*Феодорита Киррского) Ф. приходит к выводу о правильности чтения, принятого *Эвальдом, т.е. ИАГВЕ, или Яхве. По словам Ф., чтение "Иегова" есть результат "недоразумения" и "не выражает подлинного чтения тетраграммы". В монографии также рассмотрен вопрос о значении свящ.Имени и древности его употребления. В частн., Ф. считает, что употребление в ВЗ Тетраграммы и слова *Элохим не связано с различными лит. *источниками *Пятикнижия, а служит указанием на две сферы "общего мироправления божественного" (слово Элохим означает "общепромыслительное" отношение Бога к миру, а Яхве связано с Домостроительством в области человеческой истории).

Из лекций по библ. истории, СПб., 1898.

М а н у и л, РПИ, т.6, с.375-77; Преосвящ. Ф., еп.Астраханский, РП, 1912, ( 31.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru