(Galbiati) Энрико Родольфо, архим. (р. 1914), итал. католич. библеист и богослов. Род. в Милане; здесь же окончил ДС и принял сан священника (1937). Изучал рус. церк. традицию, служил по визант. обряду. С 1968 архимандрит. В 1954 защитил докторскую дисс. "Литературная структура Исхода" ("La strutturra lеtteraria dell Esodo", Roma, 1956) в Папском библейском ин-те. В Милане преподавал в Католич. ун-те, заведовал Миланской б-кой св. Амвросия, состоял членом комиссии по новому изд. Вульгаты. В переводе Г. на итал. яз. вышли Пятикнижие и ряд *Исторических и *Учительных книг ВЗ.
Наибольшую известность приобрел труд Г. "Pagine difficili della Bibbia" (Genova, 1951), изданный им совместно с Алессандро Пьяцца (р. 1915, впоследствии еп.). Книга выдержала 5 изданий (последнее, доп. изд. вышло в 1985) и была переведена на неск. европ. языков (в рус. пер.: "Трудные страницы Библии", М., 1992). На этот труд Г. подвигла энциклика папы *Пия XII "Divino afflante Spiritu" ("Божественное вдохновение Духа"), к-рая поощряла католич. экзегетов исследовать *жанры литературные и *источники свящ. книг. В отличие от ряда своих коллег Г. осторожно относится к *новой исагогике и фактически не поднимает затронутых ею вопросов. Его гл. внимание сосредоточено на апологетич. задаче: показать с церк. и научной точек зрения преодолимость тех трудностей, к-рые возникают при чтении ВЗ. В соответствии с этой задачей он рассматривает специфику библ. жанров, что позволяет более адекватно понимать смысл текста, трактует узловые проблемы Библии (творение, первородный грех, доисторич. человек и т. п.). Г. привлек богатый сравнительно-религ. материал, чтобы показать, как символич. язык Востока проливает свет на библейское учение. Немало места уделено в книге и *святоотеческой экзегезе. Г. исследует также вопрос о соотношении веры и истории в интерпретации ВЗ, вопрос о библ. чудесах, о ветхозав. этике, ее поступательном развитии и в заключит. главе дает обзор мессианских учений. Одна из сквозных тем книги - *богочеловеческая природа Писания, к-рая требует изучения историко-культурного фона Библии. "Эта книга, - пишет в рецензии на нее Е. А. Карманов, - свидетельствует о все большем проникновении в католическую экзегетику историко-критического метода изучения Свящ. Писания, метода, который широко применялся в протестантском богословии прошлого века и который вызвал понятную оппозицию со стороны католиков и православных. Однако правильное применение историко-критического метода, кропотливое и всестороннее изучение библейского текста без поспешных и малообоснованных выводов дают прекрасные результаты" (БТ, сб.2, 1961).
Работа Г. была одной из первых в серии трудов, ознаменовавших начало расцвета библеистики в католич. лит-ре. С целью сделать Библию общедоступной Г. в 1969 издал трехтомную *антологию текстов Писания под заголовками: "История спасения в Ветхом Завете" ("The History of Salvation in the Old Testament", Vicenza, 1973), "Евангелие Иисуса" ("Il Vangelo di Jesu", Pessano, 1968), "Ранняя Церковь в трудах апостолов" ("The Early Church in the Acts of Apostles and in Their Writings", Vicenza, 1973). Тексты расположены в хронологич. порядке (напр., отрывки из *Исторических книг помещены рядом с писаниями пророков, а отрывки из посланий вкраплены в повествование Деян.). Книга снабжена многочисл. цветными иллюстрациями, картами и таблицами. В том же году статьи Г. были опубликованы во "Введении в Библию" (Турин). Последняя работа Г. - участие в составлении "Историч. атласа к Библии и Древнему Востоку" ("Atlante storico della Bibbia e dell antico Oriente", Milano, 1983).
La fede nei personaggi della Bibbia, Milano, 1969; LEucaristia nella Bibbia, Milano, 1968; Scritti minori, v.1-2, Brescia, 1979 (там же указаны проч. соч. Г.).
К а р м а н о в Е.А., Рецензия на кн.: [Э.Гальбиати, А.Пьяцца. Трудные страницы Библии, Genova, 1951], БТ, сб.2, 1961; La Scuola cattolica, "Antonianum", №61, 1986.