(от греч. eЊj - один и (eТj - Бог), гипотетическая форма религии, в к-рой при почитании одного божества признается реальность других богов. Термин "Г." был впервые предложен нем. религиоведом М. Мюллером (1823-1900). Он определил нек-рые формы древнеиндийской религии ведического периода как Г., или к а т е н о т е и з м (от греч. katЈ - по, eЊj - один, (eТj - Бог). Согласно Мюллеру, Г. - одна из древнейших форм религии, к-рая предшествовала как *монотеизму, так и *политеизму. Истоки Г., по Мюллеру, связаны с религ. переживаниями человека, придающего одному из богов черты Бога универсального. Нек-рые библеисты школы *Велльхаузена приложили теорию Мюллера к ветхозав. религии, существовавшей до пророков или даже до *Плена периода. Однако сравнительно-религ. исследования не подтвердили существования Г. как особой фазы религии или ее конкретной формы. Хотя монотеизм ранних стадий ветхозав. веры не был умозрительным и, видимо, не исключал бытия низших сверхъестеств. сил, это следует объяснять влиянием соседних языч. народов. См. ст. Двоеверие в Ветхом Завете.
Прот. Б у т к е в и ч Т.И., Религия, ее сущность и происхождение, Харьков, 1904, т.2; М ю л л е р М., Религия как предмет сравнит. изучения, пер. с нем., Харьков, 1887; О р н а т с к и й Ф.С., Изложение и критич. разбор взгляда Макса Мюллера на религию, ее происхождение и развитие, ТКДА, 1887, №1, 4; RGG, Bd.3, S.255; S c h m i d t W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd.1-9, Munster, 1912-49.
|