Александр Александрович, прот. (1872-1938), рус. правосл. библеист. Род. в Тульской губ., в семье сел. священника. Окончил местную ДС, а затем КДА (1898), где стал э. орд. проф. по каф. Свящ. Писания ВЗ (с 1906). Одновременно был настоятелем Добро-Николаевской церкви и благочинным. Участвовал в составлении Правосл. богосл. энциклопедии (ПБЭ) и сотрудничал в различных церк. журналах. Г. был близок к семье писателя М. А. Булгакова. В 1938 репрессирован.
Магистерская дисс. Г. "Ветхозаветное библейское учение об ангелах" (К., 1900) - наиболее полный синтез ветхозав. ангелологии в правосл. библеистике. Трудность задачи, к-рую поставил перед собой ученый, заключалась в том, что в Библии термин ангел (евр. мал(х) имеет разнообразные значения. Нередко под Ангелом Господним подразумевалась особая форма Богоявления или же пророк, говорящий от лица Бога. Кроме того, взгляды на ангелов как на существа сверхчеловеческие претерпели в богословии ВЗ ряд изменений. Г. дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов сыны Божии, серафимы, херувимы и проч. В работе Г. содержится и история библ. демонологии. Автор не мог воспользоваться данными по истории религий *Древнего Востока, к-рыми располагает совр. наука, но высказал ряд ценных соображений, подчас предвосхитив выводы совр. библеистики. Раскрытие темы у Г. неотделимо от критики спорных гипотез, к-рые высказывались зап. учеными. Г. занимался социальными вопросами ветхозав. истории. Он перевел труд *Буля "Социальные отношения израильтян" (СПб., 1912) и написал самостоят. исследование. "Древнееврейская благотворительность" (К., 1903). В нем автор показал, что в ВЗ социальные проблемы тесно связаны с религиозно-нравств. аспектами жизни общества. Для раскрытия темы Г. привлек не только библ., но и талмудич. материал. "Преимущественно посюсторонний характер древнееврейского мировоззрения. - отмечал Г., - сообщал благотворительности древнееврейской характер материального попечения о телесных нуждах бедных, между тем христианским воззрениям на человека как вечного по своему назначению члена Царства Божия усваивается духовный возвышенный и воспитательный характер благотворительности... Тем не менее древнееврейской благотворительности присущи и положительные непреходящие черты, которые могут служить образцом подражания и в христианском обществе".
В реферате "Левиты и Левиино колено" (К., 1912) Г. выступил против теории школы *Велльхаузена, согласно к-рой левиты как культовое колено появились лишь после Плена. С этих же позиций написан и очерк "Книга Левит" (К., 1915), защищающий глубокую древность законов 3-й книги *Пятикнижия. Г. принадлежат комментарии к 3-4 Цар, 2 Пар, Тов, Притч, Песн, книгам пророков Наума, Аввакума, Софонии и Аггея и к Соборным посланиям, написанные для *"Толковой Библии", выходившей под ред. *Лопухина и его преемников (эти коммент. Г. выходили и отд. оттисками). В своих исагогич. воззрениях Г. стоял на консервативных позициях, однако был основательно знаком с современной ему зап. библ. критикой.
Новости нем. лит-ры по библейской археологии, ТКДА, 1901, №11,12; Братья Господни, ПБЭ. т. 2, с. 1113-26; Иерусалим библейско-иудейский и частично-современный в историко-археологич. отношении, (б.м. и г.); Рец. на кн.: проф. [Н. Н. *Глубоковский, По вопросам духовной школы и об учебном комитете при Свят. Синоде, СПб., 1907], ТКДА, 1907, №9; ВЗ и его непреходящее значение в христ. Церкви, К., 1909; Купина Неопалимая: Очерк библ.-экзегетич. и церк.-археологич., К., 1914; Закон ужичества, или левиратный брак у древних евреев, К., 1914.
ПБЭ, т. 4, с.400-02.