(греч. Рmil...a - беседа, проповедь), толкование Библии в форме церк. проповеди (преимущ. храмовой).
Начало Г. э. восходит к ветхозав. временам. Проповедь на тему Писания как часть богослужебного, молитвенного собрания впервые появилась в синагогальной практике. К Г. э. прибегал Христос Спаситель (см. Его проповедь в назаретской *синагоге на текст Ис 61:1,2 - Лк 4:16-30). Элементы Г. э. содержала и апостольская *керигма (см., напр., Деян 13:14-41). Первохрист. миссионеры стремились в первую очередь показать, как в жизни и искупительной тайне Христа исполнились обетования ВЗ.
"Золотым веком" Г. э. был *святоотеч. период. В это время Писание толковалось не только за богослужением, но и при подготовке новоначальных к таинству крещения. Мн. образцы Г. э. являются записями таких бесед (напр., "Шестоднев" свт. *Василия Великого). Проповеднич. искусство отцов Церкви учитывало лучшие достижения антич. риторики (в частн., жанра диатрибы). Классич. образцами Г. э. считаются гомилии свт. *Иоанна Златоуста, свт. *Амвросия Медиоланского, блж. *Августина, свт. *Григория Великого.
Наследие святоотеч. периода было воспринято и развито в средние века. Осн. акцент в ср.-век. Г. э. делался на нравств. учении Библии. Однако мн. проповедники в своих толкованиях касались богосл. и мистич. тем (свт. Григорий Палама и *Экхарт). Нередко библ. темы актуализировались, и через них освещались события того времени ("Слово о Законе и Благодати" митр. *Илариона, проповеди Бернара Клервоского, Антония Падуанского, Бонавентуры, *Савонаролы).
В истории Г. э. особую роль сыграла Реформация, к-рая сосредоточила проповедь почти исключительно на библ. темах. Для Лютера проповедь была неотделима от Библии, она была проводником Слова Божьего как вести о спасении. Начиная с Лютера протестантизм дал целую плеяду проповедников, к-рые оставили богатое наследство Г. э.
В новое время Г. э. продолжала интенсивно развиваться. В России самыми известными проповедниками-толкователями были: митр. *Платон (Лёвшин); митр. *Филарет Дроздов( наполнявший свои проповеди высоким богосл. содержанием; архиеп. *Иннокентий (Борисов), Г. э. к-рого отличалась эмоциональной напряженностью; еп. *Виталий Гречулевич( архиеп. *Иларион Троицкий( и др. Можно сказать, что значит. доля проповеднич. трудов в России была тесно связана с темами Писания. Среди католич. представителей Г. э. крупнейшими были епископы *Боссюэ, Ф.Фенелон, Ж.Массильон и Ф.Дюпанлу, кард. Ньюмен. Из протестантских проповедников следует указать основателя методизма Дж.Уэсли (1703-91), *Шлейермахера, *Берсье, *Фаррара, "короля проповедников" *Сперджена, Дж.Мотта (1865-1955) и одного из популярнейших христ. ораторов нашего времени Билли Грэма (р. 1918).
Г. э. во многом зависит от других форм экзегезы, донося до слушателей то, что разработано в трудах библеистов. По существу, Г. э. есть завершающая фаза всего экзегетич. процесса, т. к. конечная цель всякого толкования есть раскрытие смысла Слова Божьего.
Митр.А н т о н и й (Вадковский), Из истории христ. проповеди, СПб., 1892; Б а р с о в Н.И., История первобытной христианской проповеди (до IV в.), СПб., 1885; е г о ж е, Из истории христ. проповеди в IV в., вып.1-3, Харьков, 1886-95; Б. К., Из истории проповеди, БВс, 1977, №5; Д ю п а н л у Ф., Беседы о проповедничестве как о пастырском служении, пер. с франц., СПб., 1899; К а т а е в Н., Очерк истории рус. церк. проповеди, Одесса, 1874; *П е в н и ц к и й В., Из истории гомилетики, кн.1-2, К., 1895-99; прот.П о т о р ж и н с к и й М.А., История рус. церк. проповеди, К., 1891; Bakers Dictionary of Practical Theology, еd. by R.G.Turnbull, Grand Rapids (Mich.), 1967.