|
Реклама |
| |
|
|
|
|
условное обозначение периода егип. истории, к-рый приходился на 2-ю пол. 14 в. до н.э., т.е. на правление фараона Эхнатона и его двух преемников. Название "А.п." происходит от местности Амарны (или Тель-эль-Амарны), где в 19 в. археологами была обнаружена столица Эхнатона - Ахетатон. В истории религии Эхнатон известен проведенной им реформой, в результате к-рой традиц. *политеизм был вытеснен культом единого божества, олицетворенного в солнечном диске. За сравнительно короткий срок фараон сумел направить по новому руслу егип. искусство, а его идеи продолжали оказывать подспудное влияние на религию и культуру даже после отмены реформ при Тутанхамоне. По мнению большинства историков, в А.п. израильтяне жили в Дельте. Палестина находилась под формальным господством Египта, хотя царь, занятый реформами, быстро терял контроль над Ханааном. Из писем, к-рые посылали ему правители Иерусалима и др. палест. городов, явствует, что большую роль в ослаблении егип. позиций сыграло движение *хапиру (или хабири), разноплеменной, полуоседлой вольницы, обитавшей по всему Востоку. Предположение ученых о тождестве хапиру с евреями в наст. время отвергается.
*А в д и е в В.И., Древнеегип. реформация, М., 1924; История древнего мира, т.1, М., 19832; М а т ь е М.Э., Во времена Нефертити, М.-Л., 1965; П е р е п е л к и н Ю.Я., Переворот Амен-Хотпа IV, ч.1-2, М., 1967-84; е г о ж е, Тайна золотого гроба, М., 1968; е г о ж е, Солнцепоклоннич. переворот, в кн.: История Древнего Востока, ч.2, М., 1988.
|
|
|
|