Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ИЛАРИЙ (Hilarius) ПИКТАВИЙСКИЙ,"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква И / ИЛАРИЙ (Hilarius) ПИКТАВИЙСКИЙ,
Александр Мень. Библиологический словарь

свт. (ок.315-67), зап. отец Церкви, один из первых лат. экзегетов. Род. в г.Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По нек-рым сведениям, И. пришел к христианству в результате самостоят. духовных поисков, хотя нек-рые биографы считают, что он с детства получил христ. воспитание. Своей обширной образованностью И. обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греч. язык, начала философии и классич. риторики. Крещение И. принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на кафедру Пиктавии (ок.353). Годы святительства И. пришлись на период арианских споров, в к-рых он принял горячее участие, выступая как защитник Православия. Господство ариан при дворе имп. Констанция привело к гонениям на И. Епископ Арльский Сатурнин оклеветал его и добился ссылки в М. Азию. Но и там святитель не прекращал борьбы, составляя трактаты против еретиков. На Востоке он познакомился с греч. церк. традицией и еще больше укрепился в своем противостоянии арианам. В 360 он возвращен в Галлию, а его противник Сатурнин низложен на Парижском соборе. Однако до конца жизни И. силы ариан на Западе оставались несломленными.

Первое экзегетич. произведение И. - комментарий на Мф, составленный им в начале своего служения. Не установлено, насколько этот труд создавался под влиянием *Оригена, но очевидно, что И. предпочитал уделять больше внимания тем местам, к-рые требовали не прямого историч. толкования, а иносказательного. Гл. принципом И. как экзегета всегда оставались поиски "таинственного смысла" Писания.

Еще больше, чем в комментарии на Мф, проявился этот момент в "Толковании на Псалмы" (оно сохранилось лишь частично). В этих комментариях И. углубил свою экзегезу, часто обращаясь к греч. тексту ввиду несовершенства существовавших тогда лат. переводов. Еврейским оригиналом И. пользовался, прибегая к помощи своего сподвижника Илиодора (Толк. на Пс 2:2). Применяя на практике аллегоризм, святитель не считал его единств. возможным подходом к Библии. "Он хотел, - как замечает архиеп. *Филарет (Гумилевский), - идти средним путем между бездушием буквалиста и своеволием аллегориста, но иногда более склонялся к аллегориям".

Толкования И. на Кн.Иова уцелели в отрывках. Судя по ним, это было лишь свободное изложение комментария Оригена. Есть сведения о толковании И. на Песнь Песней и послания ап.Павла, к-рые до нашего времени не дошли.

M i g n e, PL, t.9-10; SC, t.254, 258 (на рус. яз. труды И. не переводились).

П о п о в И.В., Св.И., еп. Пиктавийский, БТ, сб.4, 5, 6, 7; С а м у и л о в В.Н., История арианства на лат. западе (353-430), СПб., 1890; "Connaissance des p-res de lEglise", 1984, №14; E m m e n e g g e r J.E., The Function of Reason and Faith in the Theology of St.Hilary of Poitiers, Wash., 1948; ODCC, p.649; см. также ст. Святоотеческая экзегеза.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru