Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"ЭВАЛЬД"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква Э / ЭВАЛЬД
Александр Мень. Библиологический словарь

(Ewald) Генрих Георг Август (1803-75), нем. протестантский библеист, востоковед, обществ. деятель. Род. в Геттингене, где и окончил ун-т (ученик *Айххорна И.). Специализировался по вост. языкам. Получив степень д-ра философии (1823), стал проф. вост. языков Геттингенского ун-та (1827-37). С 1838 преподавал в Тюбингене философию и богословие. В 1848 вернулся в Геттинген. В 1849 основал "Ежегодник библейской науки" ("Jahrbucher der biblischen Wissenschaft"). Активно участвовал в церковно-политич. борьбе, связанной с процессом объединения протестантских конфессий. Трижды был вынужден покинуть кафедру. Вел острую полемику как с католиками, так и с радикальными протестантами (*тюбингенской школы) а в качестве депутата Рейхстага выступал против Бисмарка и прусской гегемонии. Умер в Геттингене.

Э. принадлежит ряд филологич. работ, в т. ч. грамматика древнеевр. языка (1827). Он первый из библеистов Нового времени отверг ошибочное чтение ветхозав. имени Божьего (см. ст. Имена Божьи). Развивая концепции *Астрюка и *Штэлина, Э. предложил собств. вариант *документарной теории происхождения Пятикнижия. По его мнению, *Пятикнижие сформировалось из 10-ти письменных *источников, наиболее ранними из к-рых были *Браней Господних Кн. и *Кн. Завета. *Священническую традицию он отнес к эпохе царя Соломона, а остальные разделы *Закона - к эпохе *пророков. Наибольшую известность приобрел 7-томный труд Э. "История израильского нapoдa" ("Geschichte des Volkes Israel bis Christus", Gott., 1843-59). Это была одна из первых попыток реконструкции библ. истории, построенная на принципах научной критики. "Его блестящий талант и искреннее чувство, - отмечал *Никольский Н.М., - помогли ему создать нек-рые страницы, в особенности посвященные характеристике пророчества, поистине бессмертные, читающиеся до сих пор с громадным интересом". Э. рассматривал развитие ветхозав. религии как прелюдию к Евангелию. Сама еванг. история изложена Э. в 5-м т. Э. следовал гипотезе о происхождении *синоптиков из *устной традиции, к-рая была позднее записана в виде отд. речей и рассказов, ставших основой канонич. Евангелий. В описании жизни Иисуса Христа Э. занимал компромиссную позицию, лавируя между традиционными церк. взглядами и умеренным *рационализмом *либерально-протестантской школы. Систематизации библ. *богословия он посвятил особый труд: "Учение Библии о Боге, или богословие Ветхого и Нового Завета" ("Die Lehre der Bibel von Gott oder Theologie des Alten und Neuen Bundes", Bd.1-3, Lpz., 1873-74). В книге последовательно рассмотрены учение о Боге, об отношении Бога к миру и человеку, библ. *этика и благовестие о Царстве Божьем. Работы Э. оказали большое влияние на всю зап. библеистику 19 в.

Das Hohelied Salomos, Gott., 1826; Die Dichter des Alten Bundes, Gott., 1835-39; Die drei ersten Evangelien, Gott., 1850; Die Sendschreiben des Apostels Paulus, Gott., 1857; Die Alterthumer des Volkes Israel, Gott., 1848; Die Propheten des Alten Bundes, Bd.1-3, Gott., 1867-682.

*Р е н а н Э., Очерки по истории религии, пер. с франц., СПб., [1907], с.76 сл.; *Т р о и ц к и й Н., О происхождении первых трех канонич. Евангелий. Опыт разбора гипотез Г.Эвальда и Ю.Хольцманна, Кострома, 1878; ЭСБЕ, т.40; *C h e y n e Т.К., The Founders of the Old Testament Criticism, N.Y., 1893; *K r a u s, S.182-90; *S m е n d R., Das Моsesbild von Heinrich Ewald bis Martin Noth, Tub., 1959; Enc.Kat., t.4, s.1374.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru