(Karlstadt, наст. фамилия Б о д е н ш т а й н) Андреас Рудольф (ок. 1480-1541), нем. протестантский богослов и реформатор. Получив образование в Эрфурте, К. с 1502 преподавал философию в Виттенбергском ун-те, где стал проф. богословия. В этом же году возведен в сан архидиакона, но, увлеченный проповедью *Лютера, превратился в фанатичного протестанта. Результатом его пропаганды явились грубые иконоборческие эксцессы, после чего в 1524 К. был изгнан из Саксонии. Постепенно К. отошел от Лютера, примкнув на время к более радикальным вождям Реформации. В 1534 занял кафедру богословия в Базеле. Ему казалось, что Лютер делал слишком много уступок католичеству (в частн., К. рассматривал Евхаристию как простой символ).
До разрыва с Лютером К. считался одним из лучших экзегетов среди его приверженцев. В 1520 он издал кн. "Канонические Писания" ("De canonis scripturis", Wittenb.), в к-рой изложил свои взгляды на Библию. К. доказывал, что Моисей не мог написать все *Пятикнижие, что *Исторические книги ВЗ, включая Езд, написаны после Плена. Но при этом он полагал, что вопрос о *каноне не связан с *атрибуцией книг. По его мнению, каноничность библ. писаний еще требует уточнения, т.к. взгляды, восходящие к блж.*Августину и блж.*Иерониму, противоречивы: первый принимал Александрийский канон, а второй - Ямнийский. К. предложил концепцию 3-х степеней *боговдохновенности: 1-я, высшая степень, относится к Пятикнижию (кем бы оно ни было написано), Четвероевангелию и Деян; 2-я, средняя - к Пророкам и 15-ти Посланиям, а 3-я - к *Учительным книгам и спорным книгам НЗ. В отличие от Лютера К. не отвергал Иак.
Karlstadts Schriften aus den Jahren 1523-25, Halle, 1952, Bd.1-2.
Г е й с с е р Л., История реформации, М., 1882; Л е б е д е в Н., Мартин Лютер и Андрей-Рудольф К., ЧОЛДП, 1882, №9; ПБЭ, т.8, с.644-45; B a r g e H., Andreas Bodenstein von Karlstadt, Lpz., 1905, Bd.1-2; *K r a u s. S.25-7; S i d e r R.J., Andreas Bodenstein von Karlstadt. The Development of His Thought 1517-1525, Leiden, 1974.
|