Электронные Толковые Словари
Реклама

Александр Мень. Библиологический словарь
"КЛИТИН"

/ Главная / Александр Мень. Библиологический словарь / буква К / КЛИТИН
Александр Мень. Библиологический словарь

Александр Михайлович, прот. (1860-1919), рус. правосл. богослов. Род. в Смоленской губ. в семье инспектора духовного училища. Окончил МДА (1884); преподавал греч. яз. в Севском духовном училище (Оренбургская губ.). Магистерская работа К. была посвящена аргументации в пользу принадлежности *Пастырских посланий ап.Павлу ("Подлинность посланий св. ап.Павла к Тимофею и Титу", К, 1887). После защиты дисс. (1889) преподавал в КДС и кадетском корпусе (1893). В 1893 принял сан священника. В 1903 был командирован за границу для науч. занятий. В дальнейшем К. работал гл. обр. в области основного богословия, курс к-рого вел, будучи проф. Новороссийского ун-та (с 1900). К. был одним из первых правосл. богословов, к-рый при толковании Кн. Бытия допускал животное происхождение человеческого тела.

Основной труд К. "История религии. Опыт историко-богосл. исследования" (т.1, Одесса, 1910) остался незавершенным. Автор рассмотрел только общие вопросы правосл. религиоведения, религии некультурных народов и религии народов семитской группы. Заключит. глава содержит очерк ветхозав. вероучения. В ней К. высказывает пессимистич. взгляд, согласно к-рому "можно только сознавать желательность выделения в Библии богодухновенного и небогодухновенного, существенного от несущественного, но сделать это до сих пор не представлялось возможным в нашей богословской науке". *Документарную теорию происхождения *Пятикнижия К. называет "остроумной, но совершенно не обоснованной исторической концепцией"; в характере ветхозав. религии К. подчеркивал ее партикуляристич. сторону, игнорируя библ. *универсализм. Однако К. признавал всемирное значение *профетизма. "Только у пророков, - писал он, - понятие Божества, в круге унаследованных исторических идей, достигает той высоты, премирной и абсолютно духовной, нравственной Личности, той, даже скажем, значительной высоты, которая, хотя и не может быть названа откровением нового имени Божества Иоанн( XVII, 6), но все же говорит о движении возвышенной мысли и глубокого самосознания".

Совр. вопросы зап. богосл. науки, Одесса, 1904; Курс богосл. знаний в его основных положениях, Одесса, 1905.

ПБЭ, т.11, с.251-52; материалы к биографии К. - в Государств. архиве Одесской обл., ф.170.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru