Алексей Петрович (1845-1908), рус. правосл. историк Церкви. Род. в семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот.*Горского. Докторская диссертация Л. посвящена истории *Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их связи с *александрийской и *антиохийской школами (М., 19043, ч.1). Работа вызвала острую полемику как в русской, так и в зарубежной печати; рецензию на нее написал *Гарнак. Основные церк.-историч. труды Л. составили 8-томный цикл, охватывающий историю Древней Церкви и Восточных церквей. Это уникальное в отечеств. лит-ре произведение отмечено печатью таланта и большой эрудиции. С 1870 по 1895 Л. преподавал в МДА, потом перешел на кафедру церк. истории в Моск. университет. "У проф.Лебедева, - пишет один из совр. богословов, - нет биографии в общепринятом смысле. История его жизни - это история его лекций и книг. Его внутренняя жизнь отличалась богатством содержания, но внешне выглядела однообразной и ничем не примечательной". Хотя взгляды Л. часто подвергались критике и его необоснованно обвиняли в приверженности к идеям *тюбингенской школы, он был одним из самых популярных профессоров МДА. К числу его учеников принадлежали такие выдающиеся церк. историки как *Андреев и *Глубоковский.
Ряд исследований Л. посвятил раннехрист. и новозав. тематике. Наиболее важное среди них - "Братья Господни" (М., 1905). В нем поднимается трудный вопрос евангельской истории, к-рый едва ли когда-нибудь будет решен окончательно: кем были люди, названные "братьями Господними" (см. ст. Родословия Христа и братья Господни). Л. рассмотрел две гипотезы, одна из к-рых утверждает, что братья Господни были детьми Иосифа Обручника от умершей жены, а другая считает братьев Господних детьми сестры Девы Марии, к-рую тоже звали Мария. Разобрав недостатки этих гипотез, Л. предложил собственную. По его мнению, Мария Клеопова была женой брата Иосифа и поэтому называлась "сестрой" Девы Марии, а ее дети "братьями" Иисуса. Свою гипотезу Л. назвал "антиохийской", т.к. нашел ей подкрепление в трудах экзегетов антиохийской школы.
Л. считал своим долгом знакомить рус. публику c зап. богосл. и церк.-историч. литературой. Он стремился преодолеть схоластич. методы исследования и подготовить почву для дальнейшего развития отечеств. богословия.
Сущность христианства по изображению церк. историка А.Гарнака, БВ, 1901, №10-12; Преосвященный Порфирий Успенский, БВ, 1904, №9; Историч. процесс религ.-нравств. развития человечества по ап.Павлу, ВиР, 1907, №4-5; По вопросу о происхождении первохрист. иерархии, Серг.Пос., 1907; К моей учено-лит. биографии, БВ, 1907, №6.
А н д р е е в И.Д., А.П.Л. (Некролог), ЖМНП, 1908, №9-10; *Г е о р г и й (Г.Г.Ярошевский), Теория проф. А.П.Л. о Братьях Господних, Харьков, 1907; *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Памяти покойного проф. А.П.Л., СПб., 1908; *Г о р с к и й - П л а т о н о в П., Голос старого профессора по делу А.П.Л. с покойным проф.А.М.Иванцевым-Платоновым, М., 1900; НЭС, т.24; *П о к р о в с к и й А.И., Проф.А.П.Л. (Некролог), Серг.Пос., 1909; С - о в, Церковный историк А.П.Л., ЖМП, 1964, №1; У Троицы в Академии, 1814-1914, М., 1914.