(Loisy) Альфред (1857-1940), франц. экзегет, один из идеологов *"модернизма" католического. Окончил Католич. ин-т в Париже. Рукоположен в 1879. Под влиянием своего учителя *Дюшена занялся экзегетикой. Преподавал евр. язык и Свящ. Писание в Католич. ин-те. С самого начала Л. проявил себя сторонником историко-критич. подхода к Библии и *новой исагогики, но не сумел совместить их с церк. подходом к Писанию. Уже первые работы по вопросу о *каноне имели рационалистич. характер, вследствие чего он был уволен из ин-та (1893). Однако Л. не хотел порывать с католицизмом; более того, он встал на его защиту в кн. "Евангелие и Церковь" ("LEvangile et lEglise", P., 1902), к-рая вызвала сенсацию и споры в богосл. кругах. В этой книге Л. выступил против либерального протестантизма *Гарнака. По мнению Л., нельзя возвращаться "назад к Евангелию", очищенному от "позднейших наслоений", как это делает Гарнак. Важно не "учение Иисуса", а то, что из него выросло, а именно *Церковь. Христос не имел намерения основывать Церковь хотя бы потому, что возвещал скорый конец мира. Приняв эту концепцию, заимствованную у *Вайсса И., Л. предложил рассматривать развитие христианства не в свете "теории упадка", как Гарнак, а признать его эволюцию естественным и позитивным процессом. Нужно только согласовать это развитие с современностью и прогрессом; тогда будет оправдано все, включая централизованную папскую власть. В полемике против Л. приняли участие мн. католич. ученые. Парижский архиеп. Ришар осудил его книгу. Но при жизни папы *Льва XIII дальше увещаний и внесения книги в индекс запрещенных произведений дело не пошло. В своем ответе критикам ("Autour dun petit livre", P., 1903) Л. уже подверг сомнению важнейшие пункты церк. учения. Об этом ответе *Бердяев писал: "Чувствуется, что человек постепенно растерял свою веру, но боится в этом признаться самому себе". Впоследствии "Мемуары" Л. (1930-31) подтвердили эти слова. Л. оказался не в состоянии найти синтез между верой и *наукой. Ему казалось, что историч. наука владеет ключом к последней истине. "То, что ложно исторически, - писал он, - то я считаю ложным везде". При этом он смешивал реальную историю с историографией, к-рая всегда создается под воздействием определ. филос. взглядов. Собственные взгляды Л. были неопределенными и приближались то к пантеизму, то к позитивизму. По существу он во многом сомкнулся со своими оппонентами - либеральными теологами и сменил христианскую веру на другую: веру в прогресс и научные достижения. Его христианство не выдержало встречи с научным исследованием. При Пие Х от Л. потребовали покаяния, и он написал папе, что кается "из духа послушания". Такое формальное покаяние не было принято. И хотя еп.*Ле-Камю считал, что следует ограничиться дискуссией, Л. был отлучен от Церкви (1908). Вскоре он занял пост проф. Коллеж де Франс (1909-26), а затем вел курс истории религии и Библии в Школе Высших исследований (1924-27). В многочисл. работах по ВЗ и НЗ он в осн. развивал концепцию радикальной нем. критики и не внес в библ. науку оригинального вклада. Задачу соединения веры и науки, к-рую Л. пытался разрешить и не смог, разрешил в экзегетике его современник и оппонент *Лагранж.
La Religion, P., 1917; Les Actes des Apњtres, P., 1920; Essai historique sur le sacrifice, P., 1920; La naissance du christianisme, P., 1933.
К у б л а н о в М.М., Новый Завет. Поиски и находки, М., 1968; L a g r a n g e M.J., Loisy et le modernisme, Juvisy, 1932.
|