(Luthardt) Кристоф Эрнст (1823-1902), нем. евангелич. богослов ортодоксального направления. Проф. систематич. теологии в Марбургском (с 1854) и Лейпцигском (с 1856) ун-тах. В своих трудах выступал против *рационализма и *отрицательной критики. Согласно Л., основные истины ВЗ сводятся к "трем великим мыслям: о едином Боге, о грехе человека и о спасении". Христианство было ответом на чаяния ВЗ. Но оно явилось в мир "не как философия, не как нравственное учение, а как исторический факт, как факт личности Иисуса Христа. От Него зависит все. С ним стоит и падает христианство, которое нельзя отрешить от своего Основателя... Он Сам есть христианство". Т.о., основное воззрение Л. противопоставлялось акценту *либерально-протестантской школы на "Учении Иисуса". Л. утверждал, что "библейские писатели суть писатели, а не простые писцы; то, что они писали, не просто было внушаемо им буква за буквой, но проходило через их собственный дух". Указывая на спорность мн. выводов *историко-лит. критики Библии, Л., однако, не считал, что сама эта критика подрывает учение о *боговдохновенности. "Пятикнижие Моисея, - писал он, - сохраняет свое значение, даже если бы мы сделали некоторую уступку критике и признали бы, что рядом с тем, что написано самим Моисеем, есть и такие части, которые присоединены были к нему другими благочестивыми мужами". В кн. "Современные изображения жизни Иисуса" ("Die modernen Darstellungen Lebens Jesu", Lpz., 1864) Л. подверг критике *Штрауса, *Ренана и др. представителей рационалистич. и отрицательного направления в библ. критике.
Das Johannische Evangelium, Nurnberg, 1852-53; в рус. пер.: Откровение в его историч. развитии, СПб., 1868; Апология христианства, Пг., 19152.
Б р о н з о в А., Тяжелая утрата для науки "Нравственного богословия", ЦВед, 1902, №41.
|