категория эстетики, в к-рой находят отражение и оценку явления действительности и произв. искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной. П.— осн. положительная форма эстетического освоения действительности. В ней находит свое непосредственное выражение эстетический идеал. Поскольку П. формируется в борьбе с силами, враждебными свободе и человеческому прогрессу, в борьбе с безобразным и низменным, оно может утверждаться в жизни и через трагические обстоятельства, носить трагический характер. Идеализм (Платон, Кант, Гегель) рассматривал П. как свойство духа, сознания (объективного или субъективного). Домарксовский материализм отстаивал объективность П., но нередко, в силу своей созерцательности, сводил П. к чисто "природному качеству (симметрия, гармония частей и целого, человек как природное существо и т. д.). Оригинальное определение П. как жизни, как полноты ее проявления выдвинул Чернышевский. Понятие "П." имеет исторический характер и различное содержание у разных классов. Диалектико-материа-листическая эстетика исходит из того, что П.— продукт общественно-исторической практики. Оно возникает и развивается, когда общественный человек (в соответствии с мерой познания объективных законов) наиболее полно и свободно в данных исторических условиях реализует свои творческие дарования и способности, когда он господствует над предметным чувственным миром, наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил. Обобщенное выражение П. находит в произв. искусства, художественных образах. П. в жизни и искусстве, доставляя духовную радость и наслаждение, приобретает огромную познавательную и воспитательную роль в об-ве.
|